Больше рецензий

25 марта 2020 г. 17:00

4K

5 "Внутри его головы" - "насквозь ложные мечты"

«Внутри его головы» - первоначальное название пьесы. И сразу же снова приходит на ум недавно упоминаемая мной в другом отзыве испанская поговорка, обозначающая навязчивые идеи и комплексы (в частности - нарциссизм): «Луковица в голове проросла». В заголовке рецензии я соединила первое название произведения с цитатой из пьесы. Но можно его объединить и с приведенной поговоркой: "Внутри его головы" - "луковица проросла".

Изменив название пьесы на «Смерть коммивояжёра», драматург, видимо, хотел придать особое значение профессии героя («бродячий продавец чужого добра»), при которой человек ощущает себя отчуждённым от результатов своего труда: «Вилли был коммивояжёром. А для таких, как он, в жизни нет основы. Он не привинчивает гаек к машине, не учит законам, не лечит болезней. Он висит между небом и землей. Его орудия — заискивающая улыбка и до блеска начищенные ботинки. А когда ему перестают улыбаться в ответ, вот тут наступает катастрофа». Но мне почему-то кажется, что луковица нарцисса может прорасти в любой голове, независимо от профессии её носителя.

Художественное изображение автором психологических проблем личности раскрывает читателю глаза на их роль в жизни человека. Нарциссическая установка главного персонажа делает его внешне жизнерадостным, неунывающим и самоуверенным, создавая обманчивое ощущение субъективной цельности. Идеализируя себя, он вынужден притворяться тем, кем на самом деле не является, чтобы поддерживать ложное убеждение в собственном превосходстве. Но эта влюблённость в свой идеальный образ превращает героя в чрезвычайно чувствительного к критике и неудачам человека, что в результате приводит к катастрофе.

Главное для коммивояжёра Вилли Ломена – производить неизгладимое впечатление на людей, вызывать у них восхищение, а иначе говоря - пускать пыль в глаза окружающим. Этому же он учит и своих сыновей, наделяя фальшивым блеском свою семью, работу и радужные планы. Его способность не замечать очевидного просто поражает. Взаимоотношения членов семьи героя построены на постоянной лжи, причём не только друг другу, но и самим себе. Всю жизнь Вилли завидует старшему брату, ставшему богатым за очень короткий срок. А средства достижения цели не волнуют коммивояжёра совсем, ведь победителей не судят. Например, мальчиков своих Вилли с детства учил воровать, что не могло не отразиться на их будущем. Надо сказать, что от жены (у которой прослеживаются явные признаки болезненной созависимости) он всё же получал то, в чём так нуждался: и любовь, и восхищение. Жаль только, что на их детей такое отношение не очень распространялось. Мать позволяла себе незаслуженно оскорблять сыновей, а также возлагать на них непосильный груз - ответственность за жизнь отца, который начал ощущать мучительное расхождение с придуманным идеальным образом себя. Ведь он наконец-то стал замечать, что другие иногда просто не обращают на него внимания или же дают обидные прозвища и даже над ним смеются, а не восхищаются, как ему хотелось бы. Неудачи в работе и взаимоотношениях вызывают у Вилли депрессию, психические странности и саморазрушительные порывы.

Возвратившись домой после долгого отсутствия, старший сын Биф (которого в своё время выгнал, боясь разоблачения, скрывающий супружеские измены отец) признался брату: «Всю жизнь я хотел одного: не жить зря. А, вернувшись сюда, понимаю, что жизнь моя прошла мимо, попусту». Лишь ему одному удалось осознать, какой нелепой была их совместная жизнь, на протяжении которой все дружно тешили себя иллюзиями и ложью: «В этом доме не проходило и десяти минут, чтобы кто-нибудь из нас не солгал». Но попытка поделиться с близкими своим открытием ни к чему не привела, Биф не был услышан. Ведь невозможно заставить людей увидеть то, чего им не хочется видеть. Особенно если это касается их особых иллюзий о себе. Насколько же приятнее витать в облаках своих фантазий, чем заглянуть правде в глаза и увидеть собственные внутренние проблемы, над которыми ещё и следует работать.

Неожиданные откровения сына стали для отца, не признающего своей вины и угрожающего Бифу проклятиями, последней каплей в чаше его мыслей о самоубийстве. Он с наслаждением представлял свои грандиозные похороны, на которые съедутся отовсюду толпы людей, чем сыновья будут ошарашены и потрясены (и он, конечно, снова заблуждался: на реальные похороны вообще никто, кроме самых близких, не пришёл). Очень важно было уподобить суицид несчастному случаю, чтобы неблагодарные дети смогли получить страховку и понять, что отец всё-таки способен что-то им дать, хоть и таким извращённым способом (но похоже, что это тоже ему не удалось и никто ничего не получит). Ненависть и презрение к себе (сдерживаемые раньше, но обязательные при нарциссизме) набрали полную силу и уничтожили своего создателя-носителя…

Финал пьесы трагичен, но это не та неизбежная трагичность бытия, которая на самом деле существует, а именно та, которую коммивояжёр привнёс в свою жизнь сам.

«Всё, что тебе надо, ждёт тебя там, стоит тебе лишь признаться, кто ты есть на самом деле».

Изменив профессию, образ жизни и МЫШЛЕНИЕ (что здесь, на мой взгляд, самое важное!), старшему сыну Бифу удалось разорвать порочный круг унаследованного семейного сценария и выйти на широкую и долгую дорогу к себе, на которой смещаются акценты с "казаться" на "быть". Ну, а его младший брат Хэппи (перехвативший отцовскую «высокую мечту», но «насквозь ложную мечту») с высоко задранной головой (с проросшей луковицей внутри), нездоровым блеском в глазах и пафосными лозунгами будет «пыжиться», как учил отец, и продолжать предписанное родителем бессмысленное хождение по кругу…

«Всё здесь кажется сном, но сном, порождённым действительностью».

Комментарии


Одним словом, пьеса о том, в какие дебри может привести пагубный принцип "казаться, а не быть" его носителя.)

Финал пьесы трагичен, но это не та неизбежная трагичность бытия, которая на самом деле существует, а именно та, которую коммивояжёр привнёс в свою жизнь сам.

Немного комичная трагичность получается, наверное...
Интересная рецензия, спасибо)


Вам спасибо за отклик!)

Немного комичная трагичность получается, наверное...

Пожалуй, да! Например, Гегель, говоря о трагедиях Шекспира, отмечал, что в них проявляется эффект комического, когда герои упрямо преследуют свои ограниченные и ложные цели. Таково одно из проявлений комического и в пьесах нашего Чехова, которые сам автор упорно называл комедиями, несмотря на отсутствие в них благополучной развязки. Нечто подобное можно увидеть и в "Смерти коммивояжёра" (даже если основной конфликт пьесы и соответствует законам трагедии). Кстати, Миллер восхищался Чеховым и считал, что по чувству равновесия, вызывающему зависть у любого драматурга, Чехов ближе к Шекспиру, чем кто-либо другой.


Таково одно из проявлений комического и в пьесах нашего Чехова, которые сам автор упорно называл комедиями, несмотря на отсутствие в них благополучной развязки.

Да, комедийный элемент часто встречается в литературе и без, так сказать, счастливого финала.
Да и сами комедии тоже часто не только веселят публику, но и вызывают печаль. В некоторых комедиях Шекспира тоже присутствует нотка грусти, если к ним присмотреться...

И спасибо за просвещение)) Не знала, что Миллер так высоко отзывался о Чехове.