Больше рецензий

14 марта 2020 г. 16:45

3K

5 «Луковица в голове проросла»

Красота – понятие сложное и многогранное. Она может спасать и убивать, гибнуть и возрождаться, обладать созидательной и разрушительной силой. Запуталась в КРАСОТЕ и Елена – главная героиня рассказа Сологуба и тёзка красавицы Елены Прекрасной (как древнегреческой, так и русской).

Мать Елены умерла, не дожив до старости. По мнению героини, только её мать (прекрасная, как богиня древнего мира) была достойна любви, но лишь потому, что «она была спокойная, прекрасная и правдивая». С другими людьми Елене было тягостно, так как в них «много нелепого и смешного», «они сами себя не любят», имеют пошлые мысли, не понимают красоты. Об отсутствии любви к людям Елена говорила, на мой взгляд, не без гордости и чувства превосходства. Красота была смыслом и единственной целью существования девушки. После смерти матери много дней подряд Елена любовалась перед зеркалом своей красотой, периодически предаваясь мечтам или читая страницы прекрасных и строгих поэтов. Но однажды героиня забыла запереть дверь и её, обнажённую, случайно увидела горничная. И с тех пор Елена потеряла покой от стыда и обиды. Она страдала от неразрешимого противоречия между своим прекрасным телом и окружающими её, как ей казалось, распущенными и беспорядочными людьми. Но, как человек преувеличенного о себе мнения, девушка придавала мнению других чрезвычайно большое значение. Почему-то она решила (видимо, из-за чрезмерной мнительности), что все в доме теперь над ней грубо смеются и цинично обсуждают. Такие злые мысли, позорящие и разъедающие девичью красоту, заставили Елену находить в своём теле изъяны и недостатки. И в этом поиске она, конечно, добилась успехов. Ведь при желании можно внушить себе всё, что угодно. «Ужас и отвращение томили её. И поняла Елена, что невозможно ей жить со всем этим тёмным на душе».

Героиня мечтала «построить жизнь по идеалам добра и красоты», но как раз добра и внутренней красоты ей и не хватило. Она верно ощутила взаимосвязь и взаимозависимость людей в этом мире, но не сумела принять его пугающую тень и негативную сторону человеческой натуры как часть себя, а также искренне признать не только разумом, но и чувствами недостатки и несовершенства людей в целом и свои в частности. «Мир весь во мне… Надо обречь его на казнь, и себя с ним». В качестве «прекрасного орудия смерти» Елена выбрала тонкий позолоченный кинжал с украшенной искусной резьбой рукоятью, которым она долго любовалась, а затем медленно и сильно вонзила в грудь…

Как известно, красота в глазах смотрящего. Елена же в чужих глазах и соринку замечала, а в своих бревна не видела. Как это ни странно, но самолюбивой (любящей своё ложное, мнимое Я) Елене не хватило именно любви к себе (своему истинному Я, душе). Смерть девушки стала логическим завершением её маниакальной сосредоточенности на идеализированном образе себя. Нарциссизм и перфекционизм сыгралис ней злую шутку. За стадией идеализации и самолюбования, сравнимой со стремлением к величию и славе, неизбежно идёт следующая стадия – раздражение, злость, отвращение и презрение к себе самой, переходящие в депрессию. Отвержение и потеря подлинного собственного Я обернулись для красавицы Елены трагедией.

К сожалению, героиню привлекала красота не во всех проявлениях, а лишь внешняя красота, то есть красота как впечатление зрительного, слухового, обонятельного и осязательного восприятий. Ей неведома красота души, красота истинная – та красота, существование которой немыслимо без стремления к истине, добру и любви. А патологическая зависимость от чужого мнения, как правило, свойственна человеку закомплексованному, невротичному, лишённому внутренней свободы и потерявшему себя. Героиня же ещё и умудрилась придумать и сама себе внушить это негативное мнение горничной о ней, причём существовало оно исключительно в её воображении.

Ярко выраженная нарциссическая установка Елены значительно исказила её представление о мире. Все люди героиню раздражали, а раздражение – первый шаг к ненависти, причём не только к другим, но и к себе самой. Ведь окружающие – наше зеркало, и мы видим в них собственное отражение, то есть преимущественно то, что есть и в нас самих, но не осознаём этого. То, чего нет в нас, не волнует нас и в других.

Способность любить зависит от нашей способности отойти от нарциссизма. Если же это не удаётся, то человек не любит не только других, но и себя самого. Он прославляет какой-то выдуманный, идеализированный образ себя, но не себя настоящего. Ведь нарцисс и эгоист любит реального себя скорее слишком мало, чем слишком много. Более того, на самом деле он себя ненавидит. Мне кажется, именно разрушительная сила этой ненависти к себе настоящей и привела героиню к трагическому финалу.

картинка Ludmila888
Сальвадор Дали «Метаморфозы Нарцисса»

Приведенная в заголовке отзыва испанская поговорка, обозначающая навязчивые идеи и комплексы, была использована Сальвадором Дали в картине «Метаморфозы Нарцисса». Метаморфозы заключаются в превращении фигуры самовлюблённого юноши в огромную каменную руку, а его головы — в яйцо с проросшей луковицей цветка. Художник изобразил Нарцисса сидящим у воды и любующимся своим отражением, а рядом стоит разрушающийся камень, повторяющий очертания фигуры юноши, но воспринимаемый иначе — как рука, держащая яйцо с растущим из него луковичным цветком нарциссом.

Комментарии


Ох, какая страшная, в чистоте своей жестокости, история, Людмила!



Смерть девушки стала логическим завершением её маниакальной сосредоточенности на идеализированном образе себя. Нарциссизм и перфекционизм сыграли с ней злую шутку.

Да, это ужасно звучит, но, наверное, в таком положении единственно возможным вариантом достижения девушкой желанного идеала было самоубийство, как способ финального отрицания. Становится не по себе от столь страшного заблуждения человека. Жаль, что у героини не было авторитетного жизненного попутчика, стремящегося рассеять туманы в тупиковых путях её сознания. Это бремя одиночества, на мой взгляд, сближает её с героиней Пиранделло.



Ведь нарцисс и эгоист любит реального себя скорее слишком мало, чем слишком много. Более того, на самом деле он себя ненавидит. Мне кажется, именно разрушительная сила этой ненависти к себе настоящей и привела героиню к трагическому финалу.

Интересная мысль. И какая грустная. Жалко героиню, для которой жертва с палачом объединились под одной маской - в собственной душе.

Людмила, спасибо Вам за такую глубокую психологическую рецензию на такую пронзительную историю. Вы правы, сходство с Пиранделло ощутимо, хотя и произрастает оно из разных плоскостей. Но психологический портрет жертвы в обоих произведениях выполнен с мастерством художников душ.


Огромное спасибо, Анна, и от меня, и от этой рецензии, которая скучала тут без комментариев! ) Вы (кстати, предлагаю перейти на "ты") спасли её от печального бремени одиночества. )

Да, обеих героинь очень жаль. Но если у Раффаэллы действительно произошла жизненная драма, которую она не сумела пережить, то у красивой, здоровой, богатой Елены вообще не было особых проблем. Но, к сожалению, тараканы в голове (или та самая проросшая луковица) не позволили ей жить спокойно и счастливо.


Людмила, с удовольствием перейду на "ты".)

Ты права, весомой причины для самоубийства у Елены, конечно, не было... Что, на мой взгляд, ещё страшнее, поскольку навевает тревожные мысли о том, каким логичным для человека может стать последний шаг над бездной. Жутковатая история, хотя очень интересная.)


Людмила, спасибо за такую поясняющую рецензию! Я считаю, что такие рецензии неплохо было бы прилагать к подобным рассказам, потому что, когда я прочитала, то мне показалось, что автор просто нафантазировал, чтобы  подчеркнуть какую-то свою идею, уж очень ненатурально вся эта история выглядела.
Девушка жила вполне благополучно, пока не умерла мама, а потом... Всё это выглядит, как помешательство, которое должно было проявляться и раньше хоть как-то...

Нарциссизм и перфекционизм сыграли с ней злую шутку.

Не знаю, как про нарциссизм, но что такое перфекционизм, я хорошо понимаю, потому что у меня тётя была такая. Он действительно толкает на то, что человек начинает несколько презирать несовершенных окружающих и мир в целом, как что-то очень  некрасивое и несовершенное.
Получается, что у этой Елены всё было хорошо в союзе с мамой, потому что они поддерживали в этом друг друга, а потом она осталась одна и всё...?

Героиня мечтала «построить жизнь по идеалам добра и красоты», но как раз добра и внутренней красоты ей и не хватило.

Да, наверное в этом то всё и дело..

Сложный рассказ на самом деле для понимания и не все поймут, думаю.
Спасибо за рецензию, Людмила, которая всё поясняет в этих сложных внутренних человеческих метаморфозах.


Не знаю, как про нарциссизм, но что такое перфекционизм, я хорошо понимаю

Перфекционизм свойственен нарциссичным личностям. И он, конечно, мешает человеку быть счастливым.

Спасибо за добрые слова, Татьяна! )