Больше рецензий

russian_cat

Эксперт

Кошачий взгляд на книги

19 марта 2020 г. 21:23

1K

3.5

Не пошло у меня с князем Никитой Романычем Серебряным. Ох, совсем не пошло. Несмотря на любимый мной жанр произведений на историческом фоне, яркую, сложную и мрачную эпоху, выбранную автором и даже прекрасную начитку аудиокниги, которая так и зазвучала в моей голове, как только я написала "князь Никита Романыч".

Во многом дело в том, что мне не нравился герой. Хотя, в общем-то, князь Серебряный тут и вовсе ни при чем, так, связующее звено, а читаем мы про Ивана Грозного, про опричнину его, про бояр, про простых людей того времени, в общем, про эпоху. А для наглядности - видим ее глазами героев, проживаем вместе с ними небольшой период времени, в который автор помещает множество событий, сознательно искажая исторические факты - чтоб компактнее получилось (как он сам говорит в начале).

Но все-таки, Серебряный - главный герой и хочется за него переживать и все такое. А не выходит. Очень уж он не человек, а символ. Символ всего благородного, смелого, справедливого, принципиального, всего того, что не может смириться с тем, что творится на Родине, и стремится открыть глаза другим, хоть даже и самому царю. А про символ читать неинтересно. Хочется про живого человека, пусть бы и не такого идеального (идеального ли?). Вот другие, второстепенные, персонажи, взять хоть старую мамку Ивана Грозного, получились более интересными, колоритными. А с главными что-то не так. Если уж положительный - то до мозга костей, если мерзавец - то полнейший. Ну нельзя же так. Точнее, можно, но скучно.

Автор "внедряет" своего героя в самую гущу событий, вокруг него - все сплошь исторические личности: Иван Грозный и царевич Иоанн, Борис Годунов, князья Вяземский и Басманов и, конечно, Малюта Скуратов. Чудесная, в общем, компания, а главное - дружелюбная.

Князь Никита Серебряный возвращается в страну после долгого отсутствия и ничего не знает о том, что здесь произошло за последние годы. Не знает ничего о новых порядках, об опале старых бояр и появлении опричников. Верный своему характеру, он всегда придет на помощь обиженному, будет громить тех, кто грабит и убивает беззащитных людей... да только тем самым, не успев появиться на Родине, приобретет себе смертельных врагов.

Кто-то пытается перетянуть его на свою сторону, кто-то - очернить перед царем. Да только странный тот Никита: отчего-то совсем не хочет урвать кусочек власти, не интересуют его ни богатства, ни почести, подавай ему благородные деяния и служение отчизне. Ну вот как с таким дело иметь? Даже царь не знает. И в опричнине он служить отказывается, и казнить его неинтересно: не боится. Упрячешь его в тюрьму - сидит, даже сбежать не пытается. Можно даже не сажать, сам придет и сядет, только прикажи. Начнешь допрашивать - все как есть говорит, ничего не скрывает. Чашу, возможно с ядом, подашь - выпьет без промедления. Ни тени сомнений, ни колебания, он всегда точно знает, как правильно поступить и следует своим убеждениям. Неудивительно, что некоторые стали перед ним преклоняться почти как перед юродивым, он недалеко от них ушел: чистая душа, ясный взор. Не для дворцовых он интриг, ему бы на поле боя, где просто и понятно: вот это - наши, а те - враги, этих защищать, а тех - рубить в капусту, не зная жалости. Не думая. Думать - это вообще не его.

Вот и любовная линия у него вышла такой же: бессмысленной и беспощадной. То есть полной благородных страданий и принципов, переступить через которые нельзя, даже в тот момент, когда кроме них, уже ничего и не препятствует. Возлюбленная, впрочем, ему под стать, так что все закономерно.

Книга больше похожа не на роман, а на некое сказание или былину. Очень плавно в него вписались песни и сказки, истории о разбойниках и славных битвах, а вот прочувствовать жизнь людей того времени - не удалось. В этом плане мне больше по душе стиль другого Алексея Толстого, написавшего "Петра Великого". Вот там действительно читателю удается побывать в шкуре каждого, от простого крестьянина до самого царя. В "Князе Серебряном" же - ни в чьей, только со стороны немного понаблюдать, как за спектаклем. Тут вам и разбойники благородные, все как один за Родину умереть готовые, и прекрасная Елена, которую почти что нужно спасти. И прекрасная смерть на поле боя одного из "хороших" героев, с прочувствованной речью напоследок. И даже массовую казнь автор описывает так, что она больше похожа на притчу или легенду.

В общем, собраны все атрибуты сказки, хотя, казалось бы, где опричнина и где сказка, да и события описываются совсем не сказочные, и конец, разумеется, не очень-то счастливый. И если читать и воспринимать книгу именно так, она, наверное, должна понравиться. Но со мной этого не произошло.

Ветка комментариев