Больше рецензий
18 марта 2020 г. 12:34
13K
4 Если встретишь Будду - убей его!
Рецензия«Слова, в которых один человек находит жемчужины мудрости, для другого звучат глупостью»
Главный герой романа-притчи Сиддхартха посвящает всю свою жизнь поиску собственной духовной сущности. Вместе с ним по этому пути идёт и его друг Говинда, но на определённом этапе они встречают Будду и расходятся в разные стороны. Говинда принимает учение Будды, а Сиддхартха продолжает поиски себя самостоятельно, считая, что никто не придёт к спасению через учение: «У самого себя буду я учиться, буду своим учеником, буду учиться познавать себя, таинственного Сиддхартху». Он убеждён, что весь смысл познания истины на духовном пути заключается в том, чтобы искать свою собственную тайну, а не тайну, преподнесенную кем-то другим. Буддисты выражают это словами: «Если встретишь Будду на своём пути, убей его» (что Сиддхартха и сделал). Это означает: если вдруг обнаружишь, что пытаешься принять кем-то установленный идеал, выбрось его из головы. Тайну жизни следует разгадывать самому, используя в качестве инструментов познания не только разум, но и чувства, чтобы приблизиться к истине как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне. И говорить здесь можно лишь о своей истине, а она по мере развития личности человека будет меняться.
«Знание можно передать, мудрость – нельзя. Её можно найти, можно её нажить, можно от неё жить, можно творить с ней чудеса, но высказать её и научить ей – нельзя»
С одной стороны, преданность какому-то конкретному учению обеспечивает ищущему готовый путь вместе с сильной группой поддержки. Но с другой - строгое подчинение религиозным догмам всё равно не даёт никакой гарантии обретения благополучия и целостности. Люди вправе открывать собственные истины и придерживаться их. Ведь в мире нравственных и духовных истин (в отличие от научных) "изобретение велосипеда" не только не смешно, но и очень даже необходимо: мы не повторяем, а сами открываем именно то, что было высказано древними мудрецами. Истина открывается, когда человек находится в состоянии непосредственного её восприятия. Понимание приходит путём осознания реальности, которую необходимо просто признать и принять, не оценивая, не интерпретируя и не переводя на язык своей бурной фантазии.
«Слова скрывают тайный смысл; каждый раз, когда его одевают в слова, он становится немного иным, немного искажённым, немного глуповатым…»
Очень важным для приближения к истине является неискажённое и неинтеллектуальное восприятие действительности, то есть своеобразный выход нарастающих и глубоко ощущаемых переживаний за рамки теоретического знания. Поэтому реальность может быть лучше понята опытным путём в процессе жизни, а не в бегстве от неё. И Сиддхартха, окунувшись с головой в гущу мирской жизни со всеми её соблазнами, исследовал самые разные грани и аспекты собственного Я. Не обошлось и без разочарований, отчаяния, мыслей о суициде. Но в результате долгого познания себя герою (в отличие от его друга, идущего иным путём) всё же удалось пробудиться и достигнуть просветления, то есть отыскать Будду внутри своего сердца.
«Большинство людей, как сорванные листья, которые качаются и кружатся в воздухе, взлетают и падают на землю. Но другие, немногие, — как звезды, они идут назначенным путем, никакой ветер не достигает их, их закон, их путь — в них самих»
Благодарю Сергея boservas за напоминание об этой книге, которую я давно собиралась прочесть.
Ветка комментариев
Никто ничего не должен в плане пути. Путь существует еще до рождения - место рождения, время, статус родителей, их ответственность - всё это уже этапы пути. Как часто родители, желая добра своему ребенку, ломают его - это тоже путь, а другие тешат любые капризы - тоже путь.
Потом сын Сиддхартхи сбежал сам, отец его не выгонял, это сын агрессивно не принял образ жизни отца, а у отца не было возможности приучить его к этому образу раньше, потому что он не ведал о сыне.
Полюбил ли Сиддхартха сына? Думаю, не больше, чем Камалу. Любовь предполагает жертвенность, угода сыну требовала от него жертвы собой, смыслом своего пути. Разве Ситтхартха любил Камалу больше себя? Сын - плод страсти, но не любви, породил в нем страдание, но не любовь. Он принял это страдание как составляющую своего Я, которая дала ему новый материал для самопознания.
Спасибо за дискуссию, Сергей! Ещё раз хочется подчеркнуть, что таким людям просто нельзя иметь детей, так как их жизненный путь и предназначение не очень совместимы с родительскими обязанностями.
И тебе спасибо.
Так и Дон Хуан о том же - или магия (самопознание по-тольтекски), или дети. И Сиддхартха не собирался, Камала его просто подставила. И с философской точки зрения: познав мир страдания - страдание от него и породил.
Просто этот роман о Сиддхартхе, а не о его ребенке, ребенок здесь - определенная часть его мира и только. Гессе не старается объять необъятное и решать еще и вопросы педагогики :)