Больше рецензий

17 марта 2020 г. 16:03

392

4

начала читать на русском, потом увидела, что на скрибде есть оригинал, перешла на него. в переводе оно не ужасно, но и чести тексту он не делает, легкость, живость языка исчезли совершенно.

одно целое — это роман о двух подростках-близняшках, грэйс и типпи. они — сиамские близнецы, живут с родителями и младшей сестрой. им вообще все время обещали, что они не доживут сначала до двух лет, потом — до пяти, и так далее, но теперь им по шестнадцать, и они ок. и вот выясняется, что больше им не могут обеспечивать домашнее обучение, и девушкам придется отправиться в школу — это частная, хорошая школа, где их обеих любезно взяли на одно место, но это им, конечно же, не нравится, и вообще они туда не хотят.

но приходится, и это даже хорошо, потому что девушки впервые заводят друзей, которые им не родственники. они дружат, экспериментируют, изменяются, справляются с тем, что им не хватает денег, и отец, который потерял работу и не может найти новую, потихоньку начинает спиваться, и мама упарывается на работе, чтобы иметь возможность оплачивать счета, и их младшей сестре, балерине, приходится искать подработку, чтобы обеспечивать хотя бы себя. ко всему этому есть проблемы и со здоровьем, и с тем, что они подростки, которых несет во все стороны, потому что период такой, все эти раздражительность, влюбленность, желание косячить — возможность и невозможность всего, конечно, связана с тем, что девушки — сиамские близнецы, и у этого в чистом виде тоже достаточно конфликтов и проблематики.

почему стихи о том, как ты любишь кого-то настолько, что хочешь всю жизнь, каждую минуту провести рядом — считаются прекрасными и романтичными, а нежелание типпи и грэйс хотя бы попытаться разделиться считается по меньшей мере ненормальным?

почему предполагается, что они должны стыдиться себя, ненавидеть, мечтать отделаться друг от друга? или шире — почему предполагается, что люди с отклонениями должны прятать свое состояние или хотя бы пытаться спрятаться?

грэйс — повествовательница в книге — постоянно задается этими вопросами, пытается на них отвечать для себя, придумывать, что отвечать другим, как реагировать на людей — и что здорово, что это не основное ее времяпрепровождение. она не играет в философскую деятельницу, которая только и занимается своими рассуждениями, нет, у нее есть жизнь, и она ее живет, и иногда думает обо всяком.

хорошая книга. во-первых, у нее очень удачная форма — это роман в стихах, написанный верлибром. форма хорошо работала всю дорогу, а в конце, когда грэйс объявила свое повествование эпитафией любви — она прямо засияла.

во-вторых, форма влияет на содержание, отчасти диктует его. стихи юной девушки не предполагают длинных описаний, углублений в предметы, и их здесь нет. грэйс замечает и отмечает какие-то вещи, иногда получается очень тонко и точно, иногда — очень грустно, иногда — забавно. все персонажи, их взаимоотношения и отношения с грэйс здесь в этих недлинных стишках, и это заставляет их быть лаконичными, оставлять только важное, и это здорово идет на пользу тексту. если бы это была проза, я бы скорее всего слилась в середине, но со стихами все прошло отлично.

в-третьих, здесь есть тот приятный момент, что писательница не просто помнит, что хорошие второстепенные персонажи не должны считать себя второстепенными, она напоминает об этом и героиням, и читателям. оно помогает сделать доп персонажей лучше, хотя бы ту же сестру близняшек, которая очень их любит и готова жертвовать важными вещами, чтобы помочь, но однажды все-таки не выдерживает и спрашивает, что они знают о ней кроме того, что она их сестра? еще оно помогает сделать главных героинь более реалистичными. то есть понятно, есть их состояние и они привыкли, что вся жизнь крутится вокруг него, но иногда им тоже полезно оказаться в ситуации, где не они на переднем плане, потому что вау, так тоже бывает.

хорошая книга. героини, фабула, форма — все отлично, мне очень понравилось. я дочитывала ее в очередные какие-то пять-тридцать утра, потому что сон — это для лузеров, и финал меня здорово растрогал, вот до слез. с одной стороны я почти уверена, что мои эмоциональные реакции на книги в последнее время — это результат того, что таблетки, которые я начала пить, еще не работают на сто процентов, но с другой — конец книги и правда трогательный, может, и стоило над ним поплакать.

мой блог