Больше рецензий

10 марта 2020 г. 14:58

325

5 Отзыв по книге Брюса М.Мецгера «Новый Завет. Контекст, формирование, содержание».

Брюс Мэннинг Мецгер, американский библеист и текстолог, один из крупнейших знатоков библейских текстов, родился 9 февраля 1914в Пенсильвании (США). В 1939 году стал пастором Пресвитерианской церкви США. С 1948 года — доцент, а с 1954 — профессор Пристонского университета. В 1994 году Британская академия удостоила Мецгера медали за вклад в развитие библеистики. Брюса М. Мецгера не стало 13 февраля 2007 г. Он скончался на 94-м году жизни в Принстоне, штат Нью-Джерси.
В предисловии к первому изданию сам автор книги пишет, что писания можно изучать по-разному. Одних интересует не то, КТО был автором текстов, или В КАКОМ ГОДУ произошли описываемые события, но то, ЧТО хочет сказать Бог здесь и теперь. Можно изучать Библию с литературной точки зрения, ведь Ветхий и Новый Заветы – это целая библиотека из 66 книг, которая включает самые разные жанры. Третий метод изучения Библии акцентирует исторический подход.
Цель данной книги – предоставить базовую информацию о содержании Нового Завета и важных аспектах его исторического фона, а также кратко рассказать об аналитических подходах, с помощью которых ученые пытаются решить некоторые из основных литературных проблем в Евангелиях.
Непроста история палестины, как государства. Она лежала примерно посередине между Сирией и Египтом, и державы спорили между собой за право обладать ею. Чаша весов перевесила в пользу Египта. Но ситуация изменилась в 198 году: освободившись из-под египетского контроля, Палестина стала частью Сирии, что также изменило и осложнило жизнь иудеям. Селевкиды развернули программу эллинизиции внутри своего государства, включая и иудейскую общину, но иудеи отчаянно сопротивлялись этому, хотя ортодоксальные хасидеи расценивали это как предательство по отношению к древним обычаям предков.
Непросто было дело и в политике. Взошедший в 175 году Антиох IV Епифан, впоследствии получивший прозвище «помешанный», в своих злодеяниях дошёл до того, что на великом храмовом жертвеннике была принесена в жертву свинья, что стало величайшим оскорблением для иудеев. Попытка заставить иудеев сделать тоже самое, привела к бунту и восстанию, которое возглавил старый священник Маттафия и пять его сыновей. Этот период национальной свободы длился почти 80 лет и был единственным периодом независимости с 586 года до н.э. до ХХ века.
Новая стадия иудейской истории началась с восхода на царство Ирода в 40 году до н.э., трёх его сыновей и других представителей этого рода. Некоторые фрагменты этого периода упомянуты в новом Завете. После разрушения храма и взятия Иерусалима в 70-м году н.э., в иудейской истории начался провал, по своим масштабом сопоставимый с катастрофой 586 года до н.э., когда Иерусалим пал под натиском царя Навуходоносора.
Говоря о языках новозаветного периода, стоит только отметить, что Палестина была космополитическим государством, в котором говорили на нескольких языках: латинском, греческом и арамейском. И вполне вероятно, что когда Иисус рос у себя дома в Назарете, его родным языком был арамейский, отчасти говорил по-гречески и читал по-еврейски. Перед народом он проповедовал на арамейском, а дебаты с учеными книжниками, возможно, вел на иврите. Вступая иногда в разговор с не иудеями (например, римским центурионом или сирофиникиянкой), он, возможно, использовал греческий язык.
По мнению иудейского историка Флавия, Палестина по религиозным убеждениям делилась на фарисеев, саддукеев и ессеев. В Новом Завете упоминаются иродиане, зелоты, но большинство палестинских иудеев, а таких было более 90%, не принадлежали ни к одной из перечисленных сект и групп. С ними и дружил Иисус и свободно с ними общался.
В то время развитие суеверий и астрологии, обращение к гороскопам и гаданиям, использование амулетов и заклинаний, уважение к экзорцистам и шарлатанам всех мастей – все это стало понятной реакцией на грубый и скептический материализм, поклонялись не только умершим императорам, но и живые требовали принесения жертв перед свои образом. Таким образом, вакуум, образованный массовым агностицизмом в отношении традиционных греко-римских богов и богинь, отчасти заполнялся растущей популярностью мистериальных культов. Большинство таких культов были заимствованы с Востока и имели обаяние новизны. Их привлекательность усиливалась клятвой, которую давали посвященные: им запрещалось рассказывать содержание ритуала или учения. Основные мистериальные культы – элевсинский, культ Митры, Исиды, Диониса и Кибелы
Таким образом, Палестина, отделенная от других стран пустыней, горами и морем, но лежащая у стыка трех континентов, имевшая столько предпосылок: политических, религиозных, культурных и географических, была предназначена стать родиной не только иудаизма, но и вселенского христианства.
Нехристианских источников об Иисусе мало, но их свидетельство решает вопрос о его историческом существовании, основных фактах общественного служения, а также смерти при иудейском прокураторе Понтии Пилате.
Мы знаем, что Иисус не вёл запись своих учений, предпочитая наставлять людей устно. Но позднее его ученики предпочли привести свои воспоминания о Нём в порядок. И четыре новозаветных Евангелия были первыми из этих трудов. Но помимо четырёх Евангелий, включённых в Новый Завет, были написаны и многие другие до и после канонических. Среди них было и так называемое Евангелие Детства Фомы, повествующее о детстве Иисуса. Послания апостола Павла также несут свидетельства о некоторых обстоятельствах жизни Иисуса Христа.
Дата рождения, дата крещения и дата смерти, а тем более хронология страстной недели, весьма приблизительны. Это связано с тем, что большинство ранних христиан такие вопросы не интересовали. Гораздо важнее для них была уверенность в том, что, согласно замыслу Божьему, Спаситель мира и Господь церкви пришел в мир, учил, страдал, умер и был воскрешён из мертвых к славе.
Говоря об учении Иисуса Христа, можно сказать, что возвышенный взгляд на Его личность красной нитью проходит через все четыре Евангелия, Его слова и принципы, отраженные в самом раннем слое синоптических Евангелий, не отличаются качественно от его свидетельства, как оно зафиксировано в Четвертом Евангелии. На основании самого тщательного анализа источников можно заключить: Иисус утверждал, что является единственным в своем роде Сыном Божьим. За это высокое притязание Иисус был осуждён на смерть теми, кто считал его виновным в кощунстве.
Апостол Павел – одна из самых героических фигур раннего христианства. Некогда яростный гонитель христиан, он впоследствии стал неутомимым миссионером Евангелия. Влияние этого «апостола язычников» на церковь было широким и постоянным. Стоит отметить некоторые из них: Павел основал целый ряд новых общин в Малой Азии, Македонии, Греции и других странах, кроме этого Павел написал серию посланий, которые теперь составляют примерно четверть Нового Завета. Одна из характерных черт Павловой корреспонденции состоит в том, что он пишет как человек, наделенный властью, которой адресаты должны повиноваться. Он предполагает, что его словам будет придаваться такой же авторитет, как и откровению Духа или заповеди Господней. Авторитет этот связан не с тем поручением, которое он получил от самого Иисуса Христа.
Как же формировался канон Нового Завета? Библейский канон - это книги, признанные боговдохновенными и авторитетными в вопросах христианской веры и жизни. Формирование новозаветного канона – одно из самых важных событий раннехристианской истории, хотя, к сожалению, очень мало известно о том, кто, где и когда проводил эту работу. Библией первых христиан был Ветхий Завет. Но стоит отметить, что ранние христиане видели высший авторитет не в Ветхом Завете, а в Иисусе Христе, их воскресшем Господе. Апостолы и их помощники не проповедовали Ветхий Завет; они свидетельствовали об Иисусе Христе, который пришел исполнить закон и пророков. Поэтому неудивительно, что в ранней церкви слова Иисуса берегли и цитировали наряду с Ветхим Заветом, придавая им не меньший, а подчас и больший, авторитет.
Когда именно тем или иным христианским текстам стали придавать авторитет, равный ветхозаветному, неизвестно. Можно предположить, что каждое Евангелие после своего написания проходило одобрение, а потом начинало использоваться – сначала в том месте, где было написано, потом переписывалось и рассылалось другим церквям. Послания Павла, очевидно, начали собирать рано, еще при жизни апостола, на что он сам иногда давал распоряжения.
Начиная с конца I века н.э. разворачивался медленный и постепенный процесс канонизации, и начало этому положил Юстин Мученик (ок. 100 – ок. 165), великий христианский учитель.
Первым важным периодом в развитии новозаветного канона были примерно 180–200 годы. Наиболее плодовитый христианский автор той поры – св. Ириней (ок. 130 – ок. 200), епископ Лионский. В его трактате «Против ересей» мы находим множество цитат из практически всех новозаветных текстов. Если гностики создали много новых евангелий, Церковь во времена Иринея стала использовать только четыре Евангелия (или, как выражается сам Ириней, одно Евангелие в четырех формах).
Другим важным христианским автором этого периода был Тертуллиан (ок. 160 – ок. 225), африканский адвокат из Карфагена. В число признанных книгОриген включает следующие тексты: четыре Евангелия, 14 посланий Павла (включая Евр, 1–2 Тим.и Тит), Деяния Апостолов, 1 Послание Петра, 1 Послание Иоанна и Иоаннов Апокалипсис. Это составляет в общей сложности 22 книги. В число спорных книг, которые, однако, он сам включал в Новый Завет, входили Послание Иакова, 2 и 3 Послания Иоанна, Послание Иуды и 2 Послание Петра.
В течение Ш – начале IV века продолжалось обсуждение спорных книг. Каноничность некоторых из них была признана, другие же были отвергнуты как апокрифы. На Востоке Афанасий Великий – первый святоотеческий автор, который приводит список именно из тех 27 новозаветных книг, которые составляют наш канон. Что касается Запада, то там список из 27 новозаветных книг был утвержден на соборах в Африке – Гиппонском (393 н.э.) и Карфагенских (397 н.э., 419 н.э.). Августин придерживался этого канона, и через Вульгату (перевод Библии на латынь, сделанный Иеронимом) тот обрел общее признание в Западной церкви.
И еще один важный внешний фактор был связан с периодами гонений. Когда в 303 году начались гонения на христиан при Диоклетиане, чрезвычайно важно было знать, какие книги можно выдавать имперской полиции для сожжения, не будучи виновным в святотатстве.
Но если взглянуть в корень, ни отдельно взятые люди, ни соборы не создавали канон. Эти тексты как бы сами свидетельствовали о себе, сами заявили о своей каноничности, – люди же это только признали. Почему из более чем дюжины евангелий, имевших хождение в ранней церкви, были отобраны четыре? Ясно одно: отобранными оказались наилучшие. Как сказал один известный шотландский автор: «Вот простая истина: эти новозаветные книги стали каноническими, ибо никто не был в силах поставить перед ними заслон».