Больше рецензий

Toccata

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 декабря 2011 г. 02:56

639

5

«Так велит мне моя совесть…»

…При всей своей нищете, я честен, хе-хе, честен всегда и во всем! Боже правый, как я смешон! И я бормотал о том, как меня мучила совесть…


Вот она, вот она - проза моей мечты! И не так чтобы здоровенный роман, но с ним одним смею предположить, что Гамсун окажется в числе любимых моих прозаиков, по крайней мере, на некоторое время. При имеющемся несомненно своеобразии скандинавских авторов, мы с Кнутом на удивление просто сошлись, с первых же строк. Ну, а когда всамделишная мошка приземлилась на абзац с: «Комары и мошки садились на бумагу и мешали мне; я дул на них, чтобы прогнать, дул во всю мочь, но напрасно», я уверилась во мнении, что с главным героем мы будем близки и сойдемся. Свою нарушительницу спокойствия я, правда, в отличие от него, таки прихлопнула.

Главный герой голоден. Но! не в единственном смысле. Начнем с того, что он – нищий журналист, скитающийся по Христиании, ютящийся в каморке с объявлением на двери о том, что «у йомфру Андерсен, в подворотне направо, можно приобрести самый лучший саван». Саван – у такой сказочной фамилии! Несчастный одержим написанием то заведомо непопулярного газетного очерка о Корреджо, то «сочинения о философском познании», призванного, возможно, изменить судьбу человечества, то пьесы, в которую усердно втискивает, устами судьи, заглавную фразу о совести, пьесы о блуднице, восстающей на Бога.

Он и сам гневится на Бога, гневится на граждан Христиании, когда его нищая честь и голая совесть оказываются уязвлены. Человек и без того импульсивный и тонко чувствующий, в голодном бреду он тем более способен на диковатые поступки, подвержен неожиданным порывам, вполне, кстати, гуманным. Голодный до человеческого тепла тоже, он заводит ничего не значащие разговоры с горожанами, увлекаясь и привирая, чтоб только говорить, чтоб только продлить контакт. Но после вновь оказывается наедине с собственной совестью и казнит себя и, бессильный писать на один лишь читательский спрос, голодный до истинного творчества, готовится принять смерть от истощения, положив под голову «два листа белой писчей бумаги – это самое чистое, что у меня оставалось».

Главный герой, дело понятное, многих может и будет раздражать. Но то ли я в скитаньях с ним по Христиании походила на истую христианку и сострадала, предчувствуя похожую судьбу, то ли Гамсун столь глубок и психологичен, что заставил увидеть в классической истории непризнанного художника нечто большее, нежели бесприбыльный идеализм упорного неудачника… Читателю остается лишь догадываться, как персонаж сей дошел до жизни такой, тогда как намеки на радости в прошлом определенно присутствуют. Финал тоже открыт, и меня не оставляет надежда относительно судьбы «Андреаса Тангена», как она никогда не оставляла – относительно того же - его самого.

Ветка комментариев


Хочу попозже сбегать за "Викторией", если будет, а там посмотрим. Считается, читала, что в "Голоде" он предвосхитил прием потока сознания. Но если в остальных больше действия, то пусть: мне жууутко нравится его слог) И очень он напомнил мне любимого Томаса Манна - красотой слога, настроением, основательностью какой-то, что ли. Они даже на фотографиях похожи, как мне кажется) Спасибо за отклик)


Буду следить и сравнивать впечатления от "Виктории":)) кстати, я бы тоже подумала, что он немец, если бы не знала, если бы не фамилия норвежская. Есть у них в слоге общая чистота и четкость какая-то... Как всегда не могу толком объяснить:)) но Манн все же любимей во много-много раз


"Виктория" небольшая тоже, смотрю, потому я намерена с ней быстро разделаться и отписаться)
Общая чистота и четкость - очень даже толком, я поняла и согласна) Даже моя библиотекарь хочет найти Гамсуна в немцах, когда я его спрашиваю) Посмотрим, сравнится ли он с Манном, но пока - нарушил все мои читательские планы, ворвался и растолкал всех в писательской очереди, и не смотри, что в шляпе да в костюме))