Больше рецензий

28 февраля 2020 г. 22:06

1K

4.5 Ктулху фхтагн

Книги Лавкрафта (в основном, рассказы) стоят особняком в литературе ужасов. За свою жизнь Говард Филлипс создал несколько циклов рассказов, наиболее известный из которых - "Мифы Ктулху". В нём писатель описывает страну, в которой в тайне от людей существуют разные полумифические существа-боги, иногда дающие о себе знать. Иногда причиной их обнаружения становится незадачливый турист, иногда - колдуны, призывающие их для неведомых целей, иногда, как в "Зове Ктулху" - яхта, случайно наткнувшаяся на потаённый подводный город. Сам "Зов Ктулху" - наверное самое популярное из произведений Лавкрафта, о нём не писал только ленивый, что и подтолкнуло меня к прочтению книги. Несмотря на то, что сейчас всерьёз напугать кого-то монстром, выплывающим из глубин, наверное невозможно, Лавкрафту удаётся если и не напугать читателя, то хотя бы почувствовать сильную тревогу. Работает это по большей части из-за длинного вступления, нагнетающего на читателя всё больше и больше волнения. К финалу книги же это волнение перерастает в тревогу, граничащую со страхом. В моём случае, правда, сработала ещё и окружающая обстановка - я читал рассказ поздним вечером, спустя несколько часов после наступления полной темноты. Днём, наверное, эффект был бы меньшим, но всё равно меня восхитило то, что книга ужасов, написанная в далёком 1926 году, способна настолько потревожить читателя. (К слову, фильмы ужасов той эпохи меня совершенно не трогают). Также "Зов Ктулху" может похвастаться неплохим писательским слогом - рассказ просто эстетически приятно читать. Вот, например, цитата из самого начала книги:

Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния. Науки, каждая из которых тянет в своем направлении, до сих пор причиняли нам мало вреда; однако настанет день и объединение разрозненных доселе обрывков знания откроет перед нами такие ужасающие виды реальной действительности, что мы либо потеряем рассудок от увиденного, либо постараемся скрыться от этого губительного просветления в покое и безопасности новых Тёмных веков.

Причём во время чтения понимаешь, что вроде бы "Зов Ктулху" - это банальный ужастик, который не должен претендовать на что-то большее, но несмотря на это, Лавкрафт вплетает в текст метафоры и рассуждения о сущности человечества. Прекрасно. Итог. "Зов Ктулху" - хорошая книга и если рассматривать её как ужастик, и если смотреть на неё, как на произведение искусства. Произведение может и напугать читателя, и воодушевить, в зависимости от его желания. Жаль только, что зачастую желание это заключается только в жажде пощекотать себе нервы, и читатель удовлетворяется банальным хоррором. Чтобы такого не допустить, мы должны поощрять и продвигать такие книги, как "Зов Ктулху".