Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 ноября 2011 г. 23:40

210

5

Сколько я ни пыталась ознакомиться с прозой Ильи Эренбурга – не судьба. Не вытанцовывается. И венчанные Сталинскими премиями «Падение Парижа» и «Буря» , и блестяще негативистский «Хулио Хуренито», и даже «Трест «Д. Е.»» (на что уж «Трест «Д. Е.»»!) после семи, максимум восьми страниц вызывали тяжесть между ушами и тоску в брюшной полости. «Переворот в этнографии! Джентльмен съел джентльмена!» И тут выясняется, что главным в своём творчестве Илья Григорьевич считал поэзию…
Ближе к делу: это ошеломляюще. Больше того, это ошеломляюще пятью разными способами. Как будто к созданию сборника приложили руку пять разных поэтов.
Эренбург 1910-х годов рассказывает сам о себе: «Одет я в бархатную куртку. Провожу целые дни в музеях. Денег нет, но вместо колбасы покупаю туберозы». Вирши тоже бархатные, туберозные и подражательные, но смеяться над ними и тыкать пальцем в недостатки совсем неохота. Потому что на этого безденежного дона в бархатной куртке обрушилась мировая война, а на фронт его не взяли. Хрестоматийное: Уходили маленькие дети – Ванечки и Петеньки – Уходили на войну с неминучим финалом: А нового Петеньки Больше не будет. – для меня искупает все погрешности против метрики. Или вот ещё:

Наши внуки будут удивляться,
Перелистывая страницы учебника:
«Четырнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый,
Как они жили, бедные, бедные?»

А дочь растёт, и ей тоже посвящается.
И вот тот же самый нежный отец, который описывал дочке красоты рая, с 1938 по 1948 годы посвятит своё перо войне. Сначала это будет выжженная Испания, потом – сладостная Франция, которую Эренбург боготворил, Увидеть Париж и умереть – это из него цитатка. А потом…

Он пригорюнится, притулится,
Свернет, закурит и вздохнет,
Что есть одна такая улица,
А улицы не назовет.
Врага он встретит у обочины.
А вдруг откажет пулемет,
Он скажет: «Жить кому не хочется» -
И сам с гранатой поползет.

1942

И «Убей!» - в прозе более конкретно: «Убей немца!» тоже его. Любят у нас Эренбурга цитировать вне контекста. А контекст известен: «Моё дитя! Мои румяна! Моя несметная родня! Я слышу, как из каждой ямы Вы окликаете меня»…
После Отечественной войны наступит война личная, закончится жизнь, и начнётся выживание. А потом, в годы оттепели, наступит время для Эренбурга Четвёртого. Выстрадавшего, выносившего, вложившего персты в рану, удостоверившегося. Не страшащегося неправильных ударений. Дальше будет общеизвестное и зело цитируемое.

Старость.
Всё призрачно, и свет ее неярок.
Идти мне некуда. Молчит беда.
Чужих небес нечаянный подарок,
Любовь моя, вечерняя звезда!
Бесцельная и увести не может.
Я знаю всё, я ничего не жду.
Но долгий день был не напрасно прожит
Я разглядел вечернюю звезду.

Эренбург Пятый – переводчик. Элегантный и нервный – для французских авангардистов, гневный и жаркий – для Гильена и Неруды. Но идеальнейшее из совпадений было у него с фольклором Франции и, конечно, с висельником Франсуа Вийоном. "От жажды умираю над ручьём..." "Взглянул и помолись, а Бог рассудит". "Самой смешно - смерть у ворот, А ты всё с зеркалом, старуха" "Я промолчу. - А я, я обойдусь" Ну, и непременное:

Я Франсуа, чему не рад.
Увы, ждёт смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.

На этой оптимистической ноте... В общем, читать, и перечитывать, и заучивать наизусть.

Комментарии


о, "От жажды умираю над ручьём..." - одно из любимейших стихотворений! знаю его "с младых ногтей";) а вот переводчиком никогда не интересовалась, к сожалению. беру на заметку:)


Как здорово, что мы обе любим Франсуа Вийона. Уникальный был человек.


люблю, но знаю мало, читала (и его, и о нем) в каких-то журналах, сейчас и не вспомню в каких. а "От жажды..." и "Я знаю всё, но только не себя" впервые услышала в советском телеспектакле по мотивам "451 по Фаренгейту". помните, были такие альманахи "Этот фантастический мир"? там была интересная версия, с множеством ляпов и глупостей, но с очень хорошими актёрами. потому, вероятно, и запомнилась. там одной из "людей-книг" была женщина "Франсуа Вийон", она и читала эти стихи.


Конечно, помню. Великолепные были телеспектакли. Этот конкретный назывался "Знак саламандры". С Юрием Богатырёвым, поправьте меня, если я ошибаюсь.


Не ошибаетесь. Вчера, кстати, скачала себе все выпуски, что были в сети (всего их было 16, но среди всех выложенных на торрентах отсутствуют 1, 3 и 9 выпуски. "Знак саламандры", к счастью, был 10-й). Оказывается, память меня немного подвела, фильм был сделан по мотивам двух произведений. Второе - рассказ Эмиля Людвига "Маленький преступник". В этом кусочке как раз играл Юрий Богатырев и красавица Ольга Гобзева. Брандмейстера Битти играл Юрий Яковлев, "предводителя" людей-книг - Вацлав Дворжецкий, а Монтэга - Леонид Каюров, очень переспективный был актер, но потом ушел из кино и стал священником, и по непроверенным данным женился на начинающей актрисе, которая играла в этом же фильме Клариссу (Ирина Корытникова), так что и она из кино ушла... Еще было любопытно посмотреть на молодого Игоря Золотовицкого (один из пожарников), это была его первая роль в кино.
(я не очень загрузила?) ;))


Какая замечательная рецензия, спасибо!
Поэзия Эренбурга меня восхитила. Но и проза - не разочаровала.