Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

15 февраля 2020 г. 10:12

626

5 Бомбикс Мори

- Ты вообще в курсе, как на самом деле получают шелк?
- Понятия не имею.
- Кипячением, червей кипятят живьем, пока они не успели выбраться и повредить кокон.

Восемнадцать часов чистого счастья. Он вернулся. Это о Холмсе, который стал первой литературной любовью, воображаемым другом, заменой отцу. О самом сильном, умном, добром и справедливом. Роулинг-Гэлбрэйт со своими детективами о Корморане Страйке попадает в читательские ожидания настолько точно, насколько вообще возможно, возвращая детский восторг от лучшего друга на свете, гениально распутанной истории, спасения невиновного.

Это главное. Холмсом можно было восхищаться за чудеса дедукции и торжество холодной логики, проявленные в разных ситуациях, но, не знаю, как было у вас, а я полюбила за "Пеструю ленту" - удавка чужой злой воли сжимается вокруг беззащитного маленького человека, у которого никаких возможностей спастись самостоятельно. А он помогает, деятельно и бескорыстно (потому что с этой несчастной и взять нечего). В "Шелкопряде", в общем то же.

Но по порядку. Разумеется, вторая книга о Корморане Страйке больше и глубже маленького гениального рассказа, с которым сравниваю. Роман всегда объемнее, во всех возможных отношениях. И мы с вами в двадцать первом веке, а не в девятнадцатом: феминизм, гендерная идентификация, герой с ограниченными физическими возможностями на повестке дня. А литературного модерна с постмодерном из океана коллекивного бессознательного выпито столько, что даже умы поклонников детектива-с-расчлененкой напитало.

Но все-таки главное, чего ждем от хорошей книги: интересной истории, живых героев, утверждения, что мир устроен правильно и справедливо. Я имею в виду, глобально, хотя бы тысяча локальных случаев опровергала. Все это есть в "Шелкопряде". На самом деле. не стоит сбрасывать со счетов кумулятивного эффекта серии, когда у читателя/зрителя накапливается потенциал отношения к сквозным героям. которых воспринимаешь уже как старых знакомцев и прощаешь многое, чего не спустишь новичку. Здесь прячется большинство подводных камней с соблазном халтуры и "вторая часть хуже". Не в этом случае.

Вторая книга о Корморане и его помощнице Робин объективно круче первой. Даже несмотря на то, что действие перемещается из привлекательной для абсолютного большинства сферы гламура, фэшн-индустрии, миллионных гонораров в сравнительно узкоспециальную литературную. К Страйку обращается совершенно замызганная тетка, жена широко известного в узких кругах литератора с просьбой вернуть супруга в лоно семьи. У них дочь с задержкой в развитии, Леонора прикована к своей Орландо чугунными цепями любви и долга, а финансово семья всецело зависит от супруга. Который в очередной раз загулял.

Да, он и прежде так срывался. Что поделать, любит красивую жизнь, а дома скудость на грани нищеты, надоевшая за четверть века жена, дурочка дочь. Вот, периодически бросает все и кутит в шикарных отелях - чувствует себя калифом на час. Но теперь уж очень затянулось, вы б его по-мужски вернули в лоно. Непонятно почему, Страйк не отказывает просительнице, берется отыскать блудного мужа, а дальше все закрутится так, что мама-не-горюй.

Это мастерский детектив, где до последних страниц/минут (потому что слушала аудиокнигу) не угадаешь преступника. При том, что вводные перед тобой и нити автор вложил/а в твои руки. Эта первая на моем читательском веку книга о книге, которую действительно интересно (а местами, да простят меня принципы гуманизма - дико смешно) читать. Это гимн елизаветинской драме, широкий читатель вовсе ничего не знает о предшественниках и современниках Шекспира, продвинутый назовет Кристофера Марло, Бена Джонсона, Джона Лилли. А здесь эпиграф каждой главы из пьес драматургов елизаветинской эпохи.

Больше того, Роулинг изящно и ненавязчиво внедряет в читательское сознание мысль о Великом возвращении: все уже было под луной, приемы сплатттерпанка, которые представляются вам чудом новизны, активно применялись в драме XVI века. Разумеется, большинство этого не считает, но довольно уже и того, что оно есть. А для всех тут необычайная яркость физического плана - боль ампутанта Страйка и дискомфорт в обыденнных ситуациях ощущаешь как свои. Здесь осязаемый до тактильности Лондон. Удивительное и очень современное состояние даже не предчувствия любви, но сублимации, когда сексуальная энергия перенаправляется на деятельное служение добру. И да, аудиокнига великолепна, потому что Игорь Князев всегда лучший.

Источник

Комментарии


как по мне, так самая сильная книга цикла


Да, книга роскошная. Но я третью все-таки послушаю.


и про четвертую не забудь ;)


Всенепременнейше!))


Не представляете, как я рада, что вы окончательно прониклись Страйком! Ощущение, как будто два моих лучших друга, за которых волновалась, понравятся ли друг другу, подружились)))
Я как раз из тех, кто не считал про елизаветинскую драму и сплаттерпанк, так что прочитала вашу рецензию с огромным интересом и теперь восполняю пробелы в образовании.


Вам спасибо, Александра. Мне знакомо это ощущение, из самых приятных переживаний, какие нам вообще выпадают.
Ну, это дело наживное (про сплаттерпанк и прочее), оно потихоньку наматывается на нас шелковой нитью по ходу жизни. И перед червями мы имеем то преимущество, что умеем сматывать, не повредив кокона, без воздействия кипятка (о ужас, что за ассоциации!))


Ассоциации вполне понятные)
Я сейчас увлеклась новым детективным автором - Таной Френч. Тень за спиной, конечно, уже не так безоговорочно прекрасен, как Тайное место, но все равно замечательно хорош.


Ох, а я, неловко признаться, бросила "Тайное место", едва начав. С одной стороны Завозова-Юзефович хвалили в подкасте, с другой - как-то сразу не пошло, начала сравнивать с "Тайной историей" Тартт, и бросила. Надо бы вернуться.


Тогда и я признаюсь в неловком. Я в восторге от Щегла, а Тайную историю читала довольно давно, и почему-то она не произвела сильного впечатления. Я даже допускаю, что прочитала ее в каком-то не том состоянии или просто была молодая-глупая - так много уважаемых мной людей ее любят. Но факт остается фактом - мне она запомнилась историей о молодых снобах, с которыми не хочется иметь ничего общего.
Тайное место для меня оказалось проще, но милее. Хотя, в первую очередь, люблю эту книгу не за линию девочек, а за детективно-производственную. Стив Моран и Антуанетта Конвей - вот они стопроцентно мои герои. Мне вообще нравятся детективы, в которых следствие представлено скорее методичной работой, чем захватывающим приключением. И серия про Страйка тоже этим отличается, особенно, четвертая книга, насколько я помню.


В моем Тартт-рейтинге История тоже на последнем месте после Щегла и Маленького друга. Хотя самоощущение молодого человека, стечением нескольких факторов, где не последняя роль у интеллекта, оказавшегося в группе, на членство в которой не мог рассчитывать ни при каких условиях - это само по себе очень интересно.
То есть, то, насколько важны, на самом деле, социальный, сословный, имущественный факторы в сегодняшнем, нарочито однородном обществе. Насколько действенны социавльные лифты. Что испытывает человек, поменявший среду социального обитания на более высокий круг и насколько это, на самом деле комфортно.

Донна Тартт тем замечательна, что не беря обязательств писать мощный социальный роман, она его пишет. Как-то между прочем. Хотя это может ощущаться как детектив, триллер, боевик, психологическая драма.

А со С трайком у меня еще только третья книга на очереди.


То, как вы интерпретируете любую книгу, всегда безумно интересно.


Моя дочь называет это CПДС (синдром поиска дополнительного смысла))


Что за жизнь без дополнительного смысла)