Больше рецензий

13 февраля 2020 г. 13:10

3K

5 Волшебно, чудесно, прекрасно.

Иногда во мне просыпается воинствующий эстет-сноб, который только и хочет, что пропагандировать хорошие книги и нести их красоту в массы. Обычно такое случается, когда попадается книга непопулярного русского классика. А если ещё и написано певучим, народным языком, этого эстета можно выносить лапками вперёд.

Правда, теперь бы вспомнить по какому случаю я купил сборник сказов Павла Бажова "Малахитовая шкатулка". И почему я был уверен, что читал у автора только "Серебряное копытце". Ведь точно знаю, что было несколько сказов в виде диафильмов. Но вот почему-то в памяти отложилась лишь одна тоненькая книжечка. Забавно стало, когда я начал читать уже этот сборник, и вспомнилось ещё несколько сказов, которые я читал опять же будучи мелким. В частности, та же "Малахитовая шкатулка" и "Хозяйка Медной горы". Может потому, что читал их в более понятном переложении. А теперь просто наслаждался языком писателя. Это было похоже на устное сказание дедушки или бабушки в деревенском доме при свете лучины. И здесь, я даже не могу подобрать слов, чтобы описать всю свою степень восхищения изумительным слогом Бажова. Прямо до желания купить букинистическое издание с пожелтевшими страницами и особым запахом, и читать-перечитывать только в таком, единственно-верном варианте. Ну и сразу скажу, что сказы Бажова лучше всего читать самому, чтобы в полной мере оценить их пленительное очарование. И никакой пересказ здесь не сработает никоим образом.

И да, все сказы мне очень понравились. Хотя, наверное, наоборот, сами сказы полонили мою душу, утащили мое сердце в подземное царство, превратив его в один из драгоценных камней. Но это лишь лирика, а по своей сути, сказы все об одном и том же: о человеческой жадности, глупости, корыстолюбии. О том, как важно быть честным и справедливым, поступать по совести, и брать не больше положенного.

В общем, как обычно, не получается хорошо написать о книге, которая определенно оставила свой след в разуме и душе. А ведь было много мыслей и заготовок. Особенно после послесловия, в котором сказы Бажова предстают, как переложения легенд и мифов, как Урала, так и всего мира. И все же, эти сказы составляют часть русской культуры и литературы, поскольку отражают народные поверья, приметы, местных духов, оберегающих природу, и приносящих, как удачу, так и несчастья. И пусть нужно приспособиться к особенностям авторского слога, но если его распробовать, то тонкий духовный мир Уральских гор ещё долго не отпустит незадачливого, наивного читателя, так глупо попавшегося в очевидную ловушку.