Больше рецензий

Orange

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2011 г. 12:26

84

4

Удачная попытка №43

Каждый раз, открывая книгу нового для себя автора, я нахожусь в радостном предвкушении знакомства с неизвестным – слогом, словом, ходом мыслей, культурой, проблематикой. И надежда, что каждое следующее такое знакомство будет низменно потрясающим, никогда меня не покидает. Да и вообще я верю в то, что следующая прочитанная мною книга будет лучше предыдущей. Кроме того передо мною все ж лежала книга Нобелевского лауреата по литературе, а это, как ни крути, обязывает и кто бы что ни говорил, но премии за «просто так» не раздают. Но в каждое такое знакомство где-то глубоко во мне вспыхивает и досада, и даже какой-то праведный гнев – что ж раньше-то я этого не прочитала!? Однако мысль о том, что лучше поздно, чем никогда, неизменно успокаивает.

Итак, «Мерфи»! К сожалению, я не могу сказать, что это удивительная книга, но будет действительно преступно с моей стороны не упомянуть о том, что написана она о совершенно удивительном человеке. Собственно его-то и зовут Мерфи. И он ровным счетом не имеет никакого отношения к тому Мерфи, который придумал тот самый закон Мерфи. В общем, это другой Мерфи, никак с тем Мерфи не связанный. И самая большая удивительность беккетовского Мерфи, и не просто даже удивительность, а примечательность, яркая черта, которая и является в некотором смысле началом конца – нежелание Мерфи работать. Причем речь идет совсем не о том, что он ничего не умеет, глуп, ленив, калека и так далее, а речь идет лишь о том, что любая работа противоречит всему внутреннему миру Мерфи, входит в диссонанс с его духовным «Я». Вот такие вот дела, бывает и такое! Между тем сам внутренний мир представляет собой сложную упорядоченную систему, описание которой приведено в одной из глав. Таким образом, герой – профессиональный бездельник, он по-настоящему никчемен, до абсурда. Беккет, как один из основателей театра абсурда, закономерно и в своей прозе является приверженцем этого направления.

Так Мерфи существует, время от времени перебиваясь деньгами, полученными в результате некоторых махинаций, но «все меняется, когда приходят они!» и скрепя сердце после множественных колебаний и мучений ему все же приходится устроиться на работу, точнее, его вынуждают к этому. И это, конечно, еще не конец! В «они» слишком углубляться не буду, скажу лишь, что это другие герои, друзья Мерфи, каждый из которых очень колоритен. Еще одна особенность Мерфи в том, что, несмотря на неспособность зарабатывать и поразительную погруженность в самого себя, он оказывается всем очень нужен, буквально необходим, его любят и обожают, с ним хотят быть, его боготворят. В то время как ему все это совершенно индифферентно, и в одиночестве он чувствует себя комфортнее всего. Опять же – все мотивы и посулы и Мерфи, и ищущих его доведены Беккетом до абсурда. Сатира смешная и грустная одновременно. От начала и до конца – и то, и другое запоминающееся и эффектное.

В очередной раз пожалела, что не могу читать книги в оригинале! Это ужасно прискорбно. Говорят, что язык Беккета очень сухой и даже колючий, но – увы! – не могу судить, а так хотелось бы… Существует два перевода:
1. ярко-литературный А. Панасьева и др.
2. приближенный к оригиналу суховатый М.Кореневой.
Как выяснилось позднее, я читала в первом варианте, позже перечитаю во втором, поскольку разница весьма ощутима, даже на первый беглый взгляд. Ах, и еще одно немаловажное обстоятельство – Беккет придумывает слова, играет с ними, сочетает, сплетает между собой, кроме того, почти все фамилии персонажей – говорящие. Перенести все это на русский не всегда получается удачно и красиво, так что оригинал определенно заслуживает внимания всех англочитающих.

И еще одна интересность – Беккету отказывали в публикации этого романа 42 раза. Только вдумайтесь! 42! Это ли не абсурд?

Комментарии


Отказывались публиковать ни этот роман, а самый первый роман автора "Мечты о женщинах, красивых и так себе", который был опубликован уже после смерти писателя.