Больше рецензий

2 февраля 2020 г. 12:59

146

5 Технология полного погружения: возможности и риски

Вопрос о сущности человеческого разума занимает умы людей науки на протяжении всей истории цивилизации. Философы и физики, биологи и психологи – специалисты в различных областях знания проводят исследования с целью разобраться в природе того, что отличает нас от других существ, населяющих Землю.

С развитием цифровых технологий изучение механизмов работы мозга и процессов зарождения сознания человека становится всё более актуальным в связи с экспериментами по разработке систем виртуальной реальности и машин, обладающих искусственным интеллектом.

Для создания совершенного искусственного разума, способного принимать решения в зависимости от обстоятельств, а не просто следовать заранее запрограммированной системе реакций на раздражители, требуется скопировать структуру нейронных связей человеческого мозга и воплотить её в механизме. Однако построить такой компьютер на сегодняшний день невозможно, а даже если и получится наделить машину вычислительной мощностью мозга (к слову, эксперименты по разработке квантового компьютера, возможно, улучшат показатели машин до необходимых значений) остаётся вопрос: а будет ли такой «интеллект» обладать самосознанием и волей – особенностями человека, которыми мы так гордимся.

При знакомстве с миром SAO, с первых минут обращает на себя внимание наличие достаточно продвинутых технологий.

Посредствам шлема виртуальной реальности нового поколения появляется возможность испытать так называемое «полное погружение» когда сознание человека полностью перемещается в виртуальное пространство, а тело при этом перестаёт реагировать на внешние раздражители.

Новая технология была разработана для он-лайн игры «Sword Art Online» (SAO) и быстро обрела невероятную популярность (ведь всем же интересно отправиться в приключение, тем более что шлем позволял игроку полностью владеть своим «телом» совсем как в реальности).

Однако у устройства имелся существенный недостаток, вернее эта его особенность была предусмотрена злым гением разработчика изначально – если попытаться снять шлем предварительно не «выйдя» из игры (не отключив её изнутри по всем правилам) то в мозг пользователя направлялся электрический импульс приводивший к смерти, а «смерть» в игре также означала смерть в реальности по описанной выше причине.

После того как возможность «выхода» была отключена, тысячи пользователей оказались в плену программы. Оставалась одна возможность спастись: выиграть игру, одновременно освободив всех игроков – такое условие было поставлено перед несчастными.

Однако встаёт вопрос: зачем? В чём смысл такого изощрённого издевательства над ничего не подозревающими и сбитыми с толку людьми? И причём здесь приведённые ранее рассуждения о развитии технологий виртуальной реальности и разработке идеального искусственного интеллекта?

Как уже указывалось ранее, работая над механизмом способным к принятию самостоятельных решений, изобретатель сталкивается с необходимостью создания максимально приближённой к оригиналу (человеку) системы нейронных связей, а также с задачей всестороннего познания природы и принципов работы сознания – того, что позволяет нам видеть себя как самостоятельную, обладающую свободой воли и способную нести ответственность за свои поступки единицу, в то же время являющуюся частью социума.

С целью получения необходимой информации разработчикам потребовалось провести посредствам SAO эксперимент по созданию искусственных условий, в которых люди оказались бы в подобии общества «всех против всех» где стояла бы острая необходимость находить пути выживания.

При знакомстве с произведением, вдумчивому читателю становятся видны бесчисленные грани и безмерная глубина человеческой сущности, а поступки персонажей заставляют признать, что истинное «лицо» человека, тщательно скрываемое от посторонних глаз, способно преподнести невероятные сюрпризы как окружающим, так и самой личности, порой не ведающей о скрытом потенциале.

Социальный аспект SAO это тема для отдельного разбора, а посему вернёмся к техническим вопросам.

Итак, эксперимент удался. Сознание живого человека было успешно «отделено» от тела и помещено в цифрового персонажа в компьютерной реальности. Такая цифровая оболочка, будучи наделена сознанием индивида ощущалась этим самым индивидом как собственное (хоть и виртуальное) «тело».

Сегодня некоторые специалисты занимающиеся вопросами достижения долголетия, вечной молодости и бессмертия, говорят о так называемой концепции «цифрового бессмертия», достижение которого видится в возможности оцифровать сознание, то есть представить имеющуюся в мозге человека информацию в виде программного кода и загрузить её на заранее подготовленный внешний носитель, структура которого повторяет устройство человеческого мозга. Однако не ясно будет ли достаточно введения данных содержащихся в мозге, для «переноса» или формирования идентичного оригиналу теперь уже цифрового человека.

Скептики высказывающиеся о невозможности подобного копирования, ссылаются на неотделимость личности от тела так как сознание, являясь результатом непрерывной работы мозга, не может существовать вне его (нет мозга – нет сознания – нет личности).

Одна и та же личность не может находиться в нескольких местах одновременно, поэтому создание копии человека невозможно (можно получить нечто с похожими характеристиками, но это будет уже отдельное, независимое от оригинала существо).

Отрицают возможность цифрового бессмертия и приверженцы дуалистических теорий сознания, так как по их убеждению душу невозможно искусственно смоделировать и перенести на другой носитель.

Так или иначе, описанные технологии, в случае их появления, при грамотном использовании способны принести немало пользы. Примером может служить следующая ситуация. После разрешения инцидента с SAO шлем был доработан. Фатальный недостаток был устранён, а устройством можно было пользоваться без риска для жизни. Вместе с этим появилась возможность для работы с технологией в медицинских целях.

Пациентов с тяжёлыми заболеваниями стали подключать к системе виртуальной реальности, давая медикам время экспериментировать с различными методами лечения. Больной же, находясь в симулированном пространстве, мог вести относительно полноценную жизнь, общаясь с людьми из внешнего мира также «входившими» к нему посредствам необходимого оборудования.

В заключении хотелось бы напомнить читателям, что человеческая цивилизация развивается стремительно. До сравнительно недавнего времени полёты были доступны только птицам и насекомым, а уж отправка человека в космос считалась чем-то невообразимым. До изобретения паровой машины некоторые считали, что движение человека со скоростью свыше 100 км/ч. неизбежно приведёт к разрыву барабанных перепонок и смерти в результате обильной потери крови (однако человек и скорость звука преодолел и космос покорил, не лишившись при этом ушей).

На сегодняшний день наука ещё недостаточно развита для переноса сознания и создания искусственных личностей, но уже ведётся активная работа по усовершенствованию технологий виртуальной реальности и 3d моделирования, появляются всё более совершенные компьютерные системы.