Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2020 г. 11:40

2K

5 Вакханалия, о которой мы забыли

Уже больше 10 лет назад вышла последняя книга из цикла про Гарри Поттера (всякие там Проклятые дитя мы в расчёт не берём), и скоро будет 10 лет как вышел последний фильм. В то же самое время, сага о Гарри Поттере не устарела, более того, скоро её ожидает Ренессанс — люди, читавшие Гарри Поттера сами, начнут подсовывать его своим детям. Но эта книга возвращает нас в далёкий 2004-2005-й год, когда Поттеромания в Россию только начала приходить, и российские блюстители нравственности с синдромом вахтёра стали реагировать на неё самым привычным и «уставным» способом — «запретить и не пущать».
Я помню передачу Культурная революция (ведущий — Швыдкой), когда они разбирали кейс ГП. Против ГП выступала писательница Устинова . За — диакон Андрей Кураев. Раскатанная катком, и даже сама особо не понимающая, что она хочет сказать, Устинова свою функцию выполнила — она показала, насколько же люди бывают зашоренными и завистливыми — пока никто меня не убедил, что критика ГП со стороны писателя выходит за рамки коллегиальной зависти. Но куда больший интерес представлял здесь Кураев.
Кредо Кураева, как ни странно, абсолютно в духе философии восточных единоборств — всё должно играть на твою позицию. В этом смысле Кураев не толерантен, а, скорее, всеяден — его толерантность заключается в том, что он готов всё без исключения переделать под себя. И именно на эту его работу смотреть становится особенно интересно. Не менее интересно её и читать. И если у Мастера и Маргариты есть своя специфика, то здесь материал просто играет на руку автору — английская сказка это английская сказка, кто бы что ни говорил.
На ситуации с ГП много кто тогда отличился. Понятно, что первая реакция на какой-то раздражитель от лица, которое к таким реакциям не привыкла, не может быть умной. Умной она и не была. Церковь, в лице свои т.н. «гражданских спикеров» постаралась максимально абстрагироваться от культурного тренда, и с бухтением «Бу-бу-бу, это колдуны, это сатанизм, бу-бу-бу» категорически пропустив всю нравственную, моральную и христианскую подоплёку саги о ГП. Главный вопрос: если они все сатанисты, то чьё же Рождество празднуют в Хогвартсе каждый год, остался без ответа. Его и задаёт вопрос Кураев.
ГП это не модернистская литература, а самая что ни на есть классическая сказка, переполненная аллюзиями и библейскими сюжетами, главный из которых, конечно, сюжет самопожертвования — и он дублируется дважды. В самом начале саги, и в самом конце. На этом аллюзии не заканчиваются, но чтоб их выловить, нужны действительно неплохие «очки» человека, поднаторевшего в герменевтике. Куда проще с моральной составляющей сказки — она совершенно кристальна, чиста и незыблима. Роллинг переосмыслила сказку как таковую, но она никакой не модернист, и никогда им не была — моральная компонента саги самая что ни на есть классическая, с абсолютно железобетонными основами, необходимыми для подрастающего поколения: «Вот добро а вот зло», «Любовь матери — самая сильная магия» и пр. Действительно, в ГП чудовищно мощный моральный фундамент — и тем интереснее смотреть, как это сделано — ведь книга то получилась хорошая.
Работа Кураев есть краткий залп, попытка остановить самозакапывание церкви в глазах молодёжи, одновременно с попыткой осадить «церковных цензоров», которые сами себя назначали «дежурными по третьему подсвечнику справа, и ещё по нравственности». Тогда Кураев считал, что ситуацию ещё можно спасти. Сейчас, думаю, даже он так не считает.
Книга адресуется всем тем, кому интересны масштабы глупостей в публичном поле, интересна грамотная и образованная полемика и, самое главное, интересно посмотреть на морально-нравственные основы саги о ГП с позиции ортодоксального христианства. По всем трём пунктам книга сделана хорошо.