Больше рецензий

20 января 2020 г. 10:37

574

2 галопом по европам

"слишком далеки они от народа", точнее от Маркса, Дарвина и проч. научных идей.
Отказ от употребления понятий "средние века", "античность" со всеми сопутствующими системами представлений лишает работу привязки именно к истории, и к истории Европы.
Так. краткое эссе, некоторые соображения.

Например, противопоставление "средиземноморская модель питания", как "цивилизация" и "варварская" у франков и готов.
Начнем с того, что модель питания и образа жизни определяется первоначально географическими и климатическими условиями, а здесь это звучит так, будто дело в "умствовании" и в достижениях философии.
Вот уж не знаю точно, какой тип лесов преобладает в Греции и в Италии, даже в античность, но то, что это не тот лес, что в районе средней полосы России или Галлии - это точно.
В мифологии греков, конечно, есть пережиток совсем уж седых времен, когда Артемида соотносится с культом "медведя", "медведица", но на последних мишек там охотились наверное еще в догомеровские времена.
А как быстро зарастают заброшенные поля, причем почва не такая как в Италии, а с подлеском опять же, и надо корчевать.
Опять же раньше семьи были большие, т.е. в Скандинавии "хуторное" земледелие, плюс батраки, в Греции (древней тоже), если сожрать единственного в округе оленя, то едва хватит на всех родственников, стариков и детей. Поэтому грекам и пришлось развить цивилизацию растительноядной пищи.
Ну и потом, они жили в полисах, в ограниченном пространстве, где приходилось всех как-то примирять и уравнивать, чтобы соблюсти баланс группы (толпы)
Поэтому развился культ умеренности.
А в исландских сагах суд решил то-то, четыре месяц истец собирается ехать через пол-страны, собирает помощников, потом по пути ему встречается какой-нибудь слуга дальнего родича ответчика, тот указывает длинный путь. а сам отправляет мальчишку предупредить по короткому пути.

Опять же,Греттир будучи изгнан из пределов Исландии, прожил на островах лет 20-25, а Вийона выпроводили в 3-х дневный срок.
Чувствуете разницу?
Олени и проч. копытные, вроде бы нуждаются в подлеске, а если в Греции пинии, кипарисы и т.д., без подлеска, то и всяких оленей там раз-два и обчелся.
Охота на кабанов, диких, встречалась только в М.Рено в "Последние капли вина", Сократ, Ксенофонт... Короче, генуэзцы и венецианцы средних веков скорее всего в исключительных случаях могли отправиться на охоту на кабана. А греки...

Автор решил стереть всякое упоминание учения Карла Маркса и проч. ученых, политэкономистов.
Помимо "аграрных новаций", по верхам упомянутых автором существенное влияние на состояние народа, как производительной рабочей или аграрной силы оказывали к примеру и религиозные войны, и просто становление национального самосознания.
Упадок с/х культуры и голод вероятно был не чисто дихотомией прирост едоков и кризис земледелия, но и установлением различных типов сословных отношений, сменой феодально-вассальной системы, абсолютизм, раскол церкви, и как следствие разрушение монастырей как крупных землевладельцев, особенно в Англии.
Еще забыла упомянуть о таком важном факторе, как крепостная зависимость.
В Англии в 14-15 веке тоже продавали угодья с крестьянами.
А еще интересный факт - разделение на "подданых", подельник Вийона был "савойяром" и его помиловали в честь визита в Париж герцога Савойского, а парижан (французов и Вийона) - нет. Т.е. феодальная раздробленность тоже влияла на многое.
Южная Франция после искоренения "альбигойской ереси" так и не возродилась до былого уровня.

Когда то и дело грозят то набеги татар, либо банд каких-нибудь наемников, то населению не до выращивания пшеницы, бросают все и бегом, под защиту городских стен.
А создание более развитых транспортных систем? Введение "чеков" в культуру обращения вместо золотых монет?
Париж времен Франсуа Вийона вообще пребывал в торгово-экономическом упадке.
а Ганзейский союз?
В конце концов, Дорога св.Иакова и возникновения традиции паломничеств?
Где-то прорыли канал, где-то осушили болота.

Почему в Испании не прижился в 1 раз рис?
А вы представляете, сколько туда надо вбухать средств, чтобы найти подходящий источник воды, особенно если часть Испании напоминает казахскую степь. Ну, в общих чертах.
Помимо рыться каналов и достаточно полноводных рек необходимо еще и натаскать достаточно воды, чтобы этот рис еще и приготовить. Естественно, если вам приходится таскать на себе ведра, чтобы и помыться, и постираться и приготовить еду, то вы будете отдавать предпочтение более легкой и менее затратной в приготовлении пище.

Далее очень занимательное заключение, якобы вегетарианство зародилось в умах буржуазии чтобы грубо говоря "выделиться" на фоне доступа бедняков к мясу.
Вообще-то автор упускает из виду эпоху гуманизма и Возрождения, а далее Просвещения, потом развитие естественных наук, дарвинизм и т.д.
Т.е. вегетарианство создавалось как дальнейший этап развития научной мысли. И развития медицины, например, общества тщательного пережевывания еды, и зачаточного экологизма.
Вот один географ пишет, что 20 лет назад были такие птицы/коровы, а сейчас нет. Мадагаскар к примеру.
Были еще кто-то, в Австралии, но тут пришли австралийские овцеводы и всю траву выщипали. Капут всему. И это случилось в течение 1 поколения людей или даже раньше.
Люди стали задумываться.
А еще Французская революция, равенство, братство, феминизм.
Железные дороги в противовес судоходным каналам.
Изобретение консервов.

Короче, очень неоднозначная книга, довольно поверхностная, а очень избирательный метод к изучению проблемы (без учета влияния собственно Исторических факторов) спорен.

АПД. от возмущения чуть не забыла комментарии к войне.
Когда читаешь что во "Франции в 1815 году был локальный голод" то не устаю удивляться историческому образованию автора.
Это же эпоха Наполеоновских войн!
Война - это состязание на истощение ресурсов, как людских, так и экономических. Взять хоть СССР против Германии.
Англию тоже задело, хотя она прямо не участвовала, в смысле на ее территории не велись боевые действия кроме налетов авиации.
Вернемся к Наполеону. Во-первых, здоровые, молодые люди вместо того, чтобы работать. пахать и сеять уходят на войну и не возвращаются, либо возвращаются калеками.
Промышленность работает на изготовление потребных средств, продовольствие тоже закупается и снабжается в первую очередь армия.
Наполеон проиграл. а как вы помните знаменитое выражение готского короля "Горе побежденным!"
Это и репарации, и контрибуции и компенсации, и запреты на строительство какой-то техники (военной, к примеру), а под этот повод и вообще, прогрессивные технологии.
Вон Иран может сколько угодно доказывать, что ядерная программа у него мирная, но санкции все равно были есть и будут.
А "дань" которую возил Александр Невский монголам?
А выкуп за плененного принца (во Франции) или князя?
Сеньора захватили в плен другие феодалы, так что затягивайте пояса, будем выплачивать выкуп.
А как откупались осажденные города от викингов?
Копили-копили деньги, а потом - бац, и снова нищие, надо заново копить.
Считают, что Русь именно из-за татар отстала в развитии, набеги, "ясак" и проч.

А "Красная зона" во Франции, (место битв типа Верденская мясорубка, Сомме) откуда выселили фермеров, где до сих пор собирают с полей урожай неразорвавшихся мин и бомб Первой мировой войны? А отравленная почва из-за иприта и прочих боевых отравляющих веществ?
В этом регионе до сих пор полагается ставить специальный сертификат, что выращено в "зоне рискованного земледелия", продукция должна проходить особый контроль.
Так что автор очень неправ отказываясь от всего, что называется "история", "исторические методы" и наработки.
Данный эксперимент - результат предельной "атомизации" и индивидуализации образа мышления, наблюдаемого в последнее время.
Частное мнение преподносится как эквивалент общего.
Поэтому и дошли до того, что "страдания отдельного человека (солдата вермахта под Сталинградом) превалируют над победоносным "бряцанием оружием" страны-победителя. Или агрессора, как заявила недавно Польша.

Комментарии


Считают, что Русь именно из-за татар отстала в развитии, набеги, "ясак" и проч.
Каких татар? Поволжских что ли?
Монгольские племена, которые "набегали" на запад, уже не имели в своём составе татар, они были уничтожены ещё Чингисханом.
И сами по себе монгольские племена были настолько малочисленны, что в принципе не могли кого-то силой удержать на таком расстоянии. (В степи, всё же, выживали, а не жили.)
Не надо уж прямо вот так распространять христианские сказки о неких "злых татарах", которые во всём виноваты.