Больше рецензий

5 января 2020 г. 19:01

1K

Приятно, знаете ли, при свете гирлянд и свечей насладиться словооборотами былых времен:

Хотя все эти три рода поэзии существуют отдельно один от другого, как самостоятельные элементы, однакож, проявляясь в особных произведениях поэзии, они не всегда отличаются один от другого резко определенными границами. Напротив, они часто являются в смешанности,...

Прелесть же, что такое. Особное!
Скоро, однакож, становится понятно, что где прелесть, а где - Виссарион Григорьевич. Только начнешь погружаться в приятную дремоту под рассуждения об эпическом и лирическом, как для аналогий г-н критик привлекает живопись, зодчество и литературу. Какая дремота, когда такой терминологический поворот: поэзия, значит, не литература? литература - это беллетристика? пока Пушкин не написал прозы, он не считался литератором?
Г-н критик тем временем увлеченно пеняет Вальтеру Скотту и Фенимору Куперу на недостатки их творчества. Погодите, мы же о поэзии... Тщетно, не своротить, не остановить как бегущего бизона и поющего Кобзона.. Сделает передышку, похвалит Жан Поля Рихтера ( за что - не поняла, но спасибо, теперь знаю, кто пустил в ход слово Weltschmerz ) и дальше - раздавать неодобрительные характеристики. Достанется всем, и грекам, и римлянам, и "Рамаяне", и отечественному производителю.

О наших российских "идах", "адах" и "ядах" нечего сказать, кроме "Покойся, милый прах, до радостного утра"

Раздача сестрам по серьгам разбавляется рассуждениями о драматическом и эпическом, лишенными оценочного пристрастия. Общие базовые положения, что не умаляет заслуги Виссариона Григорьевича, изложившего их человеческим русским языком.
Отдохнув на теории, мысль критика делает успокоенный кульбит, и он уже хвалит Вальтера Скотта и Фенимора Купера. (Кажется, Белинский писал взахлеб, единым порывом и результат не перечитывал)
Наконец, запал временно угасает и вот уж последняя фраза сего труда. Ах! Финал второго сезона "Шерлока" с подозрением косится на конкурентку по интригующей недоговоренности.

Во всяком случае, она (т. е. эпиграмма) относится не к искусству, а к беллетристике.

Поэзия не есть литература. Беллетристика не есть искусство. Эпиграмма есть род беллетристики. Поэзия - искусство, но не литература. Эпиграмма - поэзия, но не искусство... Пасьянс для зимнего вечера.

Комментарии


пока Пушкин не написал прозы, он не считался литератором

А если ещё учесть, что "Евгений Онегин" - это роман в стихах, а "Мертвые души" Гоголя - это поэма, так совсем путаница выходит, что они все вместе с Белинским имели в виду.


Рискованно, ой, рискованно поступили классики, пойдя на поводу своих внутренних настроений! Конечно, человеку, который в статье о поэзии подробно разбирает Фенимора Купера, никаких особых поводов не надобно, он их сам себе найдет, но зачем же облегчать ему задачу припечатать и за прозу, и за поэзию одновременно )


Чуть со стула не упал :) Белинский! ... Это так Лурье повлиял? :) У меня, кстати, валяется где-то небольшая книжка его статей о театре. Но, далеко и долго искать. Да и не было там ничего о Купере и Вальтере Скотте, сколько помнится.
Гирлянды и свечи - какие вы молодцы!


Лурье напомнил, что надо бы дочитать. Читали летом у моря и веселились. )