Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 декабря 2019 г. 10:59

2K

4 Раскадровка сериала или В одну башню дважды

«Тёмная башня» Стивена Кинга один из немногих удачных в моей жизни примеров большой эпопеи. И пусть Кинг под конец сам устал от своего повествования — ну а кто не устал? Сапковский устал, и стал убивать своих героев с особой жестокостью, Роллинг  — устала, и стала убивать своих героев с особой жестокостью, ну а Кинг и так убивал своих героев — поэтому его героям повезло ещё меньше. Для них он приготовил страшное. Ибо ад это бесконечное повторение.
И тут серия комиксов, или «графических романов» по миру Стрелка. Явная попытка дополнительной монетизации эпопеи — Кинг понял, и небезосновательно, что Тёмная башня не принесла ему даже ¼ от того, что могла бы. Достойной экранизации мы так и не увидели, книги пиратят вы сами знаете как — ну пусть хоть на комиксах. Запущено сразу три сюжетных арки — «Стрелок» — разумеется, по мотивам Стрелка , «Извлечение троих» — ну вы уже догадались , и условная «Юность Роланда», которая самый что ни на есть «Колдун и кристалл» . Ну т.е. 1, 2 и 4 книга активно пошли в дело. Далее у нас идёт художник из разряда «подороже среднего», мощный базис Кинга, и что же может пойти не так?
Данный проект постигла та же участь, которую я бы назвал «Эффект Звёздных войн» — когда для полноты картины необходимо отойти от хронологического порядка, и перейти к авторскому. Эпизоды 4, 5, 6, потом 1, 2 и 3. Так и здесь — 4-й том, который и является приквелом к основному повествованию, раскрывает нам уже знакомых героев с иной точки зрения, объясняет их эволюцию, но не знакомит с ними с нуля. Здесь же то, что должно было стать дополнительным элементом, превращается в основной, и наоборот. В результате и без того не слишком крепкому в плане стройности произведению Кинга становится совсем туго.
Нас ждет молодой Роланд, его первый ка-тет, но сопереживать этой истории не получается — она уже известна. Понимают это и авторы, поэтому у героев на лбу большими буквами написано, куда они отправятся как только выполнят свою сюжетную функцию. А функция то у них как в том анекдоте: «Боже, в чём смысл жизни?» «Помнишь, в 1987 ты в поезде Москва-Адлер ехал, и тебя сосед соль попросил передать? В этом и был твой смысл жизни». Даже любовный катарсис главного героя предстаёт не то чтоб смазанным, но просто вымученным — мы знакомимся с Роландом в самом начале «книжного» повествования как со «сгоревшим» героем-одиночкой. У героя-одиночки не должно быть ни семьи, ни любви. По крайней мере живыми. Ну и когда в приквеле эта семья с любовью вырисовывается заранее — итог уже известен. Люк, я твой отец.
В результате мы получаем весь набор борьбы бобра с ослом, известную нам историю, но завёрнутую теперь в графическую оболочку. И вот к графической оболочке возникает больше вопросов, чем ответов — ибо персонажи в голове давным-давно нарисованы, и любая их «перерисовка» больше напоминает кощунство.
Взять хотя бы юного и молодого Роланда, пока ещё пышущего здоровью, энергией, витальностью и сексом — но уже несущим на себе мрачный отпечаток всех 7-и книг, отрезанных пальцев, артрита, предательства, смерти и бесконечных трупов. Сказать, что авторы нашли неубедительный образ — это мягко сказано. Возможно, если б мы стартовали в том же порядке, что и Кинг — было бы легче примириться с этим образом. Но как назло, графическое воплощение идёт в совершенно иной последовательности, нежели бумажное. В результате Роланд получается сильно «не торт» — эдаким комиксоидно-экранным героем. Или друзья Роланда — ну всё же с ними понятно. Зачем замарачиваться с теми, чья история закончена, не успев начаться? Даже сухие синопсисы их выглядят уныло.
Но не так страшны друзья, как злодеи. Опираясь на крепкий литературный источник, автор не находит смелости ему противодействовать. В результате «Охотники за гробами» превращаются в «Сбор блатных и нищих». И если Рой Дипейп ещё как-то похож на злодея в своём навязшем в зубах образе убийцы-очкарика (хотя слегка бесноватого режиссёра Квентина Тарантино в его эпизодической роли в фильме «От заката до рассвета» мало кто переплюнет — с первого взгляда на Тарантино понятно, что он больной на всю голову) ещё так-сяк смотрится, то Элдред Джонас уж слишком карикатурен, и напоминает обиженного моржа. Не страшно, не круто, не пугает.
Да, «Человек в чёрном» просто никакущий — ок, привыкли. Фарсон непонятно какой — выдержим. Но самый страшный удар нас ждёт в виде ведьмы с Кооса — что это за бабулька? Описание вещает, что мы увидим нечто отвратительное, но вместо этого мы получаем... мисс Марпл в сумерках. Уже на этой стадии становится понятно, что либо надо всерьёз пересматривать устоявшиеся в голове образы, либо не думать о них вообще.
По мере продвижения сюжета всё больше начинаешь понимать — Стивен Кинг хочет сериал. А этот комикс есть ни что иное, как раскадровка. На протяжении всего чтения не можешь отделаться от «кухонности» происходящего — даже если в тексте упоминаются сотни людей, в кадре окажется человека 3-4. Будто малобюджетный фильм снимают. Алё, это комикс, вам не нужна массовка для того чтоб нарисовать её — можете хоть миллион нарисовать! Но, увы — ощущение душноты от локации становится слишком уж подавляющим. Героев мало, в какую-то эпичность не верится, когда у тебя 10 действующих героев, из них 8 злодеев, и 2 хороших. Битва проиграна априорно, просто потому, что этот мир спасать от зла нет смысла — зло его плотно захватило. И если сюжетные перипетии прошлого в книжном оригинале ещё хоть как-то шли за первый сорт, за счёт того что это были всё-таки воспоминания, то мрак и хтонь непосредственных событий объяснить сложно, иначе как полной победой зла ещё на старте. «Мир, сдвинувшийся с места», т.е. поехавший. Я не придираюсь — просто Роланд вспоминает своё прошлое во время путешествий по  Бесплодным землям , и все его воспоминания окрашиваются в мрачные тона. Здесь же этого хода нет изначально — и акценты не просто сползают, но разваливаются на части.
Стоит ли говорить, что ощущение «кухонности» не подводит и дальше? Эпическая битва в финале превращается в какую-то невразумительную перестрелку без малейшего намёка на экшн. Гигантский пожар, самый большой пожар в истории, не показан совсем. И даже чревоточина готова возглавить рейтинг самых неубедительных чревоточин. Что это, доктор? Это комикс, сдвинувшийся с места. И сдвинулся он для того, чтоб будущим экранизаторам было легче экранизировать.
Авторы проделали большую работу, но хочется выть от того, насколько камерно получилось у них задуманное. Понятно, что эпохальные битвы впереди, а это так, прелюдия — но как-то пугает тенденция. Что мне правда понравилось, так это Алый Король. В остальном же сюжетные швы романа стали ещё больше видны.
Само издание не так плохо — особенно радуют карты. Правда, доп. материалов вытягивается на дополнительных 30 страниц, и никак иначе объяснить их, чем попыткой сделать издание потолще, я не вижу.
Странный эксперимент. Книга — не книга, комикс — не комикс, сериал — не сериал, приквел — не приквел. Книжка пытается быть всем, и в результате угнаться ни за чем не может . Что делать? Наверное, читать дальше. У меня ощущения больше положительные — но это исключительно за счёт новизны. Удастся ли Кингу войти в одну реку дважды — покажет время. Ведь Роланд зашёл в тёмную башню.