Больше рецензий

9 декабря 2019 г. 03:48

1K

4 Дональд Томпсон «Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы». Рецензия.

Эта книга эта посвящена современному арт-рынку, о котором я прежде совсем ничего не знала, поэтому ее чтение было достаточно интересным и увлекательным. Книга читается очень легко, написана простым языком и богата примерами из реальной жизни. В ней Д. Томпсон размышляет на тему того, что искусство с трудом поддается объективной оценке. Именно поэтому, книга о том, как же все-таки работает рынок искусства изнутри, меня заинтересовала, и прочитав ее, я была приятно удивлена. Автор ясно раскрыл ответ на вопрос – за счет чего художник может стать известным и продаваемым. Что нужно, чтобы картину на аукционах продавали за миллионы долларов, чтобы в галерее выстраивались очереди из желающих её купить.
Итак, в книге Д. Томпсон рассказывает прежде всего правду о рыночных механизмах предпринимательства в сфере искусства. Он подробно описывает все ключевые элементы мира арт-бизнеса: дилеров, аукционные дома, галереи, коллекционеров, арт-бренды и начинающих художников. Автор утверждает, что существует целая система по производству многомиллионных работ. Как он пишет, «современное искусство очень зыбкое, то есть никто не может точно сказать, сколько стоит та или иная работа». Именно благодаря этому существует следующая схема.
Работы художника начинают выставляться в небольшой галерее. Потом о них пишет некое издание, ориентированное на мир культуры и искусства. Далее работы начинает выставлять более знаменитый музей, благодаря чему происходит «эффект накопления известности», к примеру, о художнике и его работе говорят, что он выставлялся там-то и там-то. Как я поняла, далее его работы начинают покупать определённые, известные в мире искусства, люди - частные коллекционеры. Наш художник уже обретает более известную популярность. Он уже является не просто художником, он становится брендом. По мнению Д. Томпсона, именно брендирование художника и есть основная составляющая процесса раскрутки его работ, потому что именно оно ведёт к продаже его работ в различных аукционных домах. Однако, автор настаивает на мысли, что такой «бренд» может быть обыкновенной подделкой, ведь в этом деле участвуют множество других людей (те самые, что раскручивают нашего художника), которые имеют определённый % при продаже его работ. Таким образом, автор подробно описывает процесс превращения художника в настоящего маркетолога.
Основная идея книги заключается в том, что богатые люди склонны покупать только исходя из репутации или имиджа творца (художника) или самой работы. Поэтому, чтобы продать полуразложившиеся останки рыбы за 12 миллионов долларов, нужно создать красивую легенду о том, откуда этот экспонат вообще взялся, а так же сделать видимость ажиотажного спроса на данный товар с помощью подставного покупателя.
На мой взгляд, что у книги есть только один существенный недостаток - она написана в 2008 году, а так как речь идет о цифрах и тенденциях, часть их них для меня, как для читателя из 2019го, уже не актуальны. Тем не менее, общие правила универсальны, плюс в книге описывается множество любопытных исторических фактов и историй.
В целом, мне кажется, что эта книга не только об иррациональных покупках произведений современного искусства за огромные деньги, но и о нелогичных повседневных тратах, потому что в обычной жизни многие люди даже не задумываются о том, нужна ли им та или иная вещь, и покупают ее только из-за рекламы или престижа (как например покупка IPhone 11 Pro при наличии телефона предыдущей модели данного бренда). На мой взгляд, эта книга будет полезна всем читателям в первую очередь для расширения кругозора и знакомства с миром арт-бизнеса.