Больше рецензий

14 ноября 2019 г. 22:10

695

2 Ни история, ни литература

В этой книге Автор представляет царевича Алексея настолько жалким, просто до омерзения. Видимо, это сделано с целью наиболее ярко показать жестокость его противников. Ведь только жестокий отморозок, в котором нет ничего святого, способен добивать того, кто не сопротивляется, не защищается, кто слаб, беспомощен и жалок. В законах боя никогда не бьют лежачего, не добивают раненого, не убивают, когда противник поднимает белый флаг. А здесь бьют, добивают и убивают. И не кто-нибудь, а отец - родного сына. Есть повод возненавидеть жестокого отца и пожалеть нерадивого сына.
Чтобы еще больше подчеркнуть убогость царевича, ему в «подружки» определили убогую служанку, которая не отличалась ни достойными манерами, ни знаниями, ни умом, ни вкусом, однако умела довольно грамотно излагать свои мысли (в то время когда не всякий дворянин знал грамоту). Здесь уж от фактов не спрячешься: сохранились письма, написанные ее рукой! И развитие их отношений напоминает влюбленность не уверенного в себе прыщавого подростка, с которым впервые стала флиртовать хорошенькая девушка. Только вот настоящий царевич был хорош собой, статен, в ту пору реализовался как мужчина и отец двоих детей, а статус его позволял ему выбрать в фаворитки любую достойную красавицу. Но здесь же он представлен жалким!
Если тщательно изучить исторический материал о царевиче, то можно обнаружить, что царевич Алексей не был столь примитивен, как нам его преподносят, и Евфросиния не была дворовой девкой, которую из нее делают историки и публицисты. Она была грамотна, образована, воспитана в лучших традициях, как и царевич, увлекалась искусством и музыкой. Она, скорее всего, прекрасная пленница, попавшая в русское рабство и обученная своим наставником Вяземским на уровне царевны. И в такую, скорее всего, влюбился бы настоящий царевич. Но историческая правда, видимо, здесь не главное.
Книга больше похожа на пропаганду противников политики Петра I. А для пропаганды все средства хороши, чтобы представить противника в наихудшем свете.
Литературная составляющая очень слабая. Сам сюжет – вольный пересказ шестого тома «Истории…» Устрялова с добавлением личных пояснений Автора и некоторых фрагментов вроде: ассамблеи в доме Матвеева с участием многих исторических персон, совершенно не трогательной лав стори царевича и Афроси, чтобы действо походило на исторический роман. Только вот неясно, как эпизод с ассамблеей, столь подробно расписанный, играет на историю царевича. Все герои, появляющиеся в нем: Шафиров, Матвеев, фрейлина Гамильтон, Иван Орлов, Виллим Монс, Анна Гавриловна Головкина, Румянцева и др., не более чем декорации. Хоть это известные личности, каждый со своей захватывающей историей, но их истории здесь не раскрываются. Если это попытка преобразить все в эпопею, то крайне неудачная.
Конфликт между отцом-царем и сыном-царевичем, над объяснением которого уже сломалось немало копий историков, так и остался без внятных объяснений. По версии Автора выходит, что конфликт произошел оттого, что один был слишком слаб, другой - слишком жесток. Только какой же это конфликт, когда один не в состоянии бороться, а другой делает все, чтобы поймать и убить? Это скорее маниакальное преследование. Со стороны это выглядит примерно так:
Царь: Ах ты, непотребный сын! Неугодный наследник! Угробишь ты мое государство после моей смерти! Отныне лишаю тебя царства! Не видать тебе короны Российской!
Царевич: Да, пожалуйста! Не нужна мне твоя корона. Чего от меня ждать? Я слабый, больной человек.
Царь: Как не нужна? Что ж тебе нужно?
Царевич: В деревне хочу пожить. Достали все.
Царь: Врешь ты все! За это я тебя и убью!
Царевич: Зачем же убивать-то, батюшка? Я тихо буду жить, мирно. А коли тебе угодно, можешь ко мне людей своих приставить, чтоб все ведали и за мной следили.
Царь: Ишь, что захотел! А как время придет, твои сподвижники тебя на царство, и все мои усилия прахом!
Царевич: Какие сподвижники? Ты же всех казнил или по тюрьмам закрыл! Да и не надо мне ничего! Покоя хочу.
Царь: А я все равно тебя убью! Только сначала помучаю…
И самое главное, что отличает хорошее литературное произведение – это наличие героя, достойного сопереживания читателя. Герой может быть не обязательно хорошим. Он может быть многогранным, в чем-то слабым, в чем-то сильным, он может бороться, проигрывать, но вызывать интерес, вовлеченность в свою судьбу. Здесь, конечно, царевича по-человечески жалко, но не более того. Все остальные герои – либо сволочи и отморозки, либо едва знакомые.
Итог: Как историческое произведение – не стоит внимания, как художественное – слабое. Ни история, ни литература…