Больше рецензий

31 октября 2019 г. 14:24

219

0 война и дети

Есть два приёма формирования повествовательного потока, с которыми надо действовать аккуратно, чтобы не привести к человеческим жертвам среди аудитории и поберечься от раскатистого грохота сапогов в дверь, если жилище автора всё-таки обнаружат. Есть ещё третий – неожиданно вбахать мюзикл посреди диалога, когда никто этого не ожидает, чтобы зритель возжелал ворваться на съёмочную площадку и начать плясать на столе, поедая стейк с бешеными глазами и представляя на его месте ляжку сценариста, но с книгой это всё-таки маловероятно, поэтому опустим.

Так вот, первый вариант – показать кульминационный конфликт, после чего отмотать время на час, день, неделю, жизнь назад, чтобы показать, как персонажи дошли до жизни до такой. Зритель заинтересован, зритель гадает, зритель подцеплен на крючок как рiбка. Второй способ – закрутить повествование в невозможный смысловой лабиринт, а чтобы не налажать с распутыванием просто свернуть сюжет тем, что всё произошедшее приснилось, почудилось в пьяном угаре, оказалось просто придумкой одного из персонажей. Оба этих способа переключения внимания зрителя или читателя могут работать, если понимать их принцип и осознавать, что в сюжете должно быть ещё что-то, кроме самих «фишечек». В случае с «Киндернаци» всё, что есть у текста – это забавные фишечки. Оппа, история реверсом раскручивается с конца, как будто мы перематываем кассету и можем её слышать в этот момент. Оппа, как увлекательно? Только почему-то хочется, чтобы эти оборванные, невнятные, скомканные огрызки, называемые главами, оказались просто приснившимся предрассветным глюком, что на самом деле время не было потрачено на то, что не стоило бы читать. Но нет.

Если ободрать налепленную на каркас истории творожистую массу, состояющую из игры с подачей формы, манипулирования острыми темами детского насилия, связующего вещества в виде влияния пропаганды на психику, то останется хилая и непроработанная тема «война и дети», которую просто стыдно заталкивать в книгу в таком сыром и полудохлом виде, поскольку только ленивый не выдавит из себя Личное Мнение на данную тему.

Да, Окопенко решил разыграть заезженную тему с новой стороны, но к сожалению, заигрывание с формой не делает бездарный текст талантливым или даже просто удобоваримым. Если читать от конца к началу, то смысла больше не станет, сюжет так и останется необработанным куском породы, неровно отщипанным дрожащей рукой от монструозного литературного памятника произведений, посвящённых 1940-м годам и детям в них.

ДП'19
Орден святой прокрастинации им. Потебни