Больше рецензий

21 октября 2019 г. 13:17

1K

5 А был ли Дьявол?

«Доктор Фаустус» очень сложный для понимания роман. Он писался с 1943-его года по 1947-ой. Во времена падения Германии. И чувство неизбежной гибели пронизывает всё произведение. Томас Манн вложил множество своих идей, философии и взгляда на жизнь в целом. И конечно, там много музыки.

Это не просто роман о талантливом композиторе, что заключил сделку с дьяволом. Это взгляд на эпоху. Безнадёжно понимае поражения и пустоты, что оставила за собой история. И через судьбу Адриана Леверкюна рассказывается это падение.

Много внимания уделяется детству, последующей среде, где взрослел и жил Адриан. Люди, что окружали и учили его, играют важную роль в раскрытии его таланта и страсти. Томас Манн любит посвящать этому целые главы, вдаваясь в подробности. И показывает он всё через призму Серенуса Цейтблома — друга и обожателя Адриана Леверкюна. Писатель сплетает отдельную судьбу человека с путем развития всей страны. Ведь и Адриана и Германию к ужасном концу ведёт гордыня.

Мы видим духовное развитие героя. Мы видим его падение. Читатель проходит этот путь не только вместе с Адрианом, но и с Серенусем. Мировоззрение этих двоих довольно отличается, и Томас Манн показывает их мысли, позволяя анализировать и сравнивать. И создаётся такое ощущение, что Серенус олицетворяет Германию девятнадцатого века, полную надежд, а Адриан уже Германия злополучного двадцатого века.

Но историчность занимает далеко не главную роль. В тексте Манна живёт музыка. Воздушная, лёгкая, прекрасная — этими словами можно описать работы Баха и Бетховена, о которых рассказчик так много пишет через лекции. Музыка Адриана же совсем другая. Она дикая и безудержная... дьявольская. Подобное можно услышать в работах Стравинского и Шенберга (разработки которого Томас Манн и взял для музыки Адриана).

Он с детства жил музыкой. Она не оставляла его никогда, Адриан действительно творец, он был им до сделки. Музыка — его страсть. А к людям он холоден с самого начала. И почему уже изначально талантливый композитор заключает вроде бы ненужную на первый взгляд сделку? Ведь плата за неё — невозмость полюбить? Быть может, Адриан с самого начала предназначался дьяволу? Его хоолодность сопровождала его всегда, а стоило ему полюбить, растопить холод в сердце, так любимых ему людей ждала беда.

Всё-таки, Адриан Леверкюн очень несчастный человек. Под конец книги он вовсе впадает в безумие и умирает.

К сожалению, при переводе теряются значения некоторых концепций, предложений и отдельных слов. Если на немецком что-то имеет смысл, то на русский порой это не передать в полной мере. И дело не в переводчике. Эта деталь не даёт понять роман в полной мере.