Больше рецензий

22 сентября 2019 г. 18:08

461

5 Пляска смерти в ожидании События...

Одна из тех редких книг, в которой представлен более-менее комплексный исследовательский взгляд на творчество В. В. Набокова: глубина, темы, исследовательские "решения" приятно удивляют. Во-первых, важен сам авторский подход, исключающий искусственное деление на 2 периода (русский и американский) всего творчества В. Набокова.
Во-вторых, текстологический принцип (подход) позволяет взглянуть на прозу и драматургию автора цельно и с учетом того самого любимого "вертикального" контекста и гипертекста мировой культуры.
В-третьих, богатство на аллюзии и реминисценции набоковских произведений не подается как высшее достижение писателя, а скорее - это часть его более глубокой и многогранной писательской манеры, включающей традиционные 2 плана (внешний и внутренний с рандомным поглощением одного другим и обратно), его игры с гипертекстом культуры и "внимательным читателем"...
В-четвертых, внимание уделено театру и кино Набокова, переписке с издателями, режиссерами, переводчиками. Впервые переведены некоторые письма, немного представлен процесс подготовки рукописей к печати именно с позиции автора, а не издателя.
И самое любопытное для меня - статья "О внутреннем и внешнем действии драмы Набокова "Событие"".
Основной смысл статьи - проследить, например, формирование и развитие темы, символов и мотива смерти в пьесе, аллюзий к ней, где ключевыми образами, да и самой Смертью, являются Шнап и Вагабундова (выглядит более чем доказательно).
Далее, по автору статьи, его логике, есть в пьесе 2 скрыто действующих лица - ребенок и Смерть, но она раздвоенная (на Шнап и Вагабундову, которые игрово зависят друг от друга в развертывании общей идеи и темы пьесы) и... мяча, вернее 5 мячей, как 5 пустых лет после смерти ребенка Трощейкиных.
Вообще, тема мяча, его роли в тексте, его символики, для меня открытие - так мотив потерянного мяча, по мнению автора статьи, соотнесен с цикличностью времени, как и в романе "Дар", намекая на новую интерпретацию механизма времени у М. Пруста в "Поисках утраченного времени", по замыслу которого

седьмой роман цикла замыкает кольцо, поскольку за ним должно следовать написание автором своего первого романа. Осуществление, таким образом, предшествует замыслу - принцип исповедуемый и Трощейкиным в его технике писания портрета. Кроме того, "Событие" также закругляется мотивом мяча - в ремарке к третьему действию указано, что "Мячи на картине дописаны", следовательно, найдены (с. 112).

И далее раскрывается множество аллюзий по теме к " Балаганчику" А. Блока, "Онегину", "Карамазовым", рассказу "Боги" В. Набокова, "Непрошенной" М. Метерлинка, "Ревизору", "Преступлению и наказанию" и т.д...
В общем, сводя все" Событие" в фарс, литературный капустник, Набоков наделяет и читателя-зрителя возможностью "сыграть" вместе с ним в его Игру, немного сдвигая "четвертую", театральную, стену.
Поэтому и статья просто интересна, ведь "подбирает" и отмечает то, что я однажды упустила из виду, читая текст пьесы и смотря спектакль...