Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

25 сентября 2011 г. 15:50

371

3

Когда вспоминаешь собственную юность, то кажется, будто там, в юности, всегда светило солнце. Каждый день, неважно — осень не осень, зима не зима… Всё было весело, легко, и вокруг всегда было светло. Даже в новогоднюю ночь или мрачным ноябрьским вечером — на то она и юность, время, залитое светом. Светом, который виден только издали, через несколько десятков лет после того, как юность эта закончилась.
Алексей Рыбин «Майк: Время рок-н-ролла»


Прекрасный опенинг. Но этого света в документальном романе Алексея Рыбина мало. Ничтожно мало. Всё остальное — это снобизм и беспрерывное брюзжание в жанре «вот мы… вот в наше-то время…». Жизнь в СССР — ад, жизнь в России — дерьмо.

Вокруг всё было чрезвычайно мерзко. Настолько глубоко и крепко мерзко, что эта мерзость казалась вечной. Все эту мерзость понимали. Никто её не любил, но с теми, кто декларативно с мерзостью боролся, почему-то особой дружбы не водили.


В музыке плохо всё: от хард-рока до авторской песни. Наиболее частая конструкция в этой книге: «Когда А в период Б решил сделать В, у него получилось Г…». Или даже УГ. Кстати, об УГ: сквернословия и грязнословия на страницах более чем достаточно. Я не ханжа и не пуританин; считаю, что крепкое словцо бывает очень даже к месту и в жизни, и в книге, но здесь такая лексика не оправдана в литературном смысле: это просто словесная нечистоплотность, неумение взять себя в руки, неуважение к читателю, наконец.
…И ничего хорошего в мире нет, кроме рок-н-ролла, Роллинг Стоунз, Боба Дилана, Лу Рида, ну, ещё, может, Дэвида Боуи, а также Майка, Цоя и БГ — это лейтмотив книги.
Рыбину не позавидуешь: из трёх людей, которых он больше всего ценит в своей жизни, он похоронил двоих. Может, отсюда эта горечь, эта желчь, это стремление «окрасить всё в чёрное»?

Умереть совсем — страшно. Но многих это не пугает. Мрут, ничего не написав, а главное и самое удивительное — никого не родив. То есть добровольно отказавшись от бессмертия.
Ну и люди.


К счастью, о Майке Науменко автор говорит по-настоящему тепло, с любовью, по-прежнему остро помня его таким, каким Майк был тогда:

…Майк терпеть не мог светские тусовки. Хотя есть подозрение, что он всегда стремился в них участвовать, но для того, чтобы стать полноценным героем светских хроник и завсегдатаем модных домов, был слишком робок и порядочен.


Рассуждения о книгах в СССР, о роке, попсе и вытекающей из них моде интересны и не лишены здравомыслия; огромное удовольствие доставляют страницы, где Рыбин подробнейшим образом разбирает альбомы Майка «попесенно» — что откуда взялось и что как и почему звучит, — и эти фрагменты отчасти примиряют с мрачными глубинами авторского негативизма… равно как и фотографии легендарного Вилли Усова.
Но вот не знаю, за что получают деньги в уважаемом и любимом мною издательстве «Амфора» корректор Мария Дылева и ответственный редактор Марина Решетина. «Клеевая тёлка» (вместо «клёвая», причём дважды на странице; да, я знаю, что Ворд это по автомату исправляет, но текст-то вычитывать надо!), повтор фраз — буквальный! — через несколько строк, выражения типа «самый минимальный», встречающиеся на соседних страницах «так называемая классическая музыка» и «так называемая широкая аудитория»… А, нет, пардон, это опять по ведомству снобизма. На эту тему — ещё несколько примеров:

С какого перепугу все эти Градские и прочие виа-функционеры решили, что они что-то понимают в рок-н-ролле, — неизвестно никому, кроме них, да и им тоже, скорее всего, неведомо.
* * *
В их [Лу Рида и Velvet Underground] музыку российский слушатель не врубится никогда…
* * *
Половина из тех, кто читает сейчас эти строки, вскочит, захлопнет книжку, сожжёт её, развеет пепел по ветру, а если он читает в замкнутом пространстве без окон — то съест. Другая половина — из тех, кто никогда не брал гитару в руки, — просто ничего не поймёт.


Ну, Рыба, это уж слишком! А для кого ты всё это писал? Книга, между прочим, издана тиражом 3000 экземпляров. Для кого???
Пока читала, раз за разом морщась от чернушных оценок всего подряд, что-то такое шевелилось в памяти, беспокоило… Ну конечно! Тина Ивановна! Собирательный образ «жены главрежа», сатирически-метко выведенный Вениамином Смеховым!

…Ну, помнишь — и помни. Отстань, дереза. Всё. Кончился кураж. Обдавая собеседника смешанным ароматом французских духов и коммунального духа, дереза надменно учит, мучит, цедит, зудит и испытывает терпение… /…/ Ужас. Говорят, эта Тина с мужем-главрежем была у друзей в Киеве, у знаменитой актрисы Ляли Котовой. И Тина вела свой обычный адский разговор о том, что всё вокруг — прах и что всем изменяет вкус, а если есть что приличное, так это только следы влияния её мужа на театральное искусство страны. Ну, всех покрыла… Вахтанговцы — пошлейшие, «Современник» — пустейший, эксперимент на Таганке — «Мейерхольд для бедных»… Говорила, зудила… Вдруг Ляля, актриса, подруга, перебивает её раздражённо: «Тиночка, как можно! Ты преувеличиваешь. Вахтанговцы — народ талантливый, со своим прошлым и прочее. «Современник» очень любят, Таганка, говорят, яркая, смелая, всех радует. А ты, Тиночка, всё чёрной краской…» Тина побледнела и сказала феноменальную фразу, выпятив глаза и сокрушённо качая головой: «Ляленька-а, какая ты стала злая-аа…»
Вениамин Смехов «В один прекрасный день… Повесть о театре»


Предвижу традиционные (и резонные!) реплики: а зачем ты, дескать, всё это читала? Как — зачем? Братцы, я выросла на этой музыке, она для меня родная, Майк — любовь как минимум половины жизни (равно как и Цой, и БГ, «Битлз» и Боуи, и многие другие)… Да и сам Рыба (в отличие от нынешнего, теперешнего, вот такого Алексея Рыбина) — замечательный автор лучшего, на мой взгляд, произведения в отечественной рок-литературе, которое я перечитаю ещё не раз. Я наизусть помню, как оно начинается:

— Я новую игру придумал, — задумчиво сказал Цой.
— Какую?
— В девчонок камнями кидаться…
Алексей Рыбин «Кино» с самого начала»

1 2

Комментарии


Грустновато... В последнее время хотелось что-то о Майке почитать. Рыбу, получается, читать не стоит.


О Майке-то как раз всё хорошо написано. А вот всем остальным содержанием настроение испортить можно всерьёз и надолго.
Кстати: рада встретить единомышленника!


Я тоже :)


Не знаю, что там с Рыбиным - не читала (и, судя по всему, правильно), но вот всем интересующимся настоятельно советую книжку "Майк из группы Зоопарк" - сборник таких очерков или эссе. Там Липницкий, Петрушевская, Троицкий, Науменко - Наталья и Галина Флорентиевна, мама. Рыбин. Ну и много кого еще, плюс рассказы Майка и его перевод Баха. Словом, отличная книжка. Правда, не знаю, можно ли ее достать где.


да, помню эти времена, помню этот задор..Надо прочесть обязательно..А ещё очень любила "Оду кухне" Майка..


Рецензия отличная. У меня вот леген.. .. .. дарное "Путешествие рок-дилетанта" своего часа ждёт.. )

Вокруг всё было чрезвычайно мерзко. Настолько глубоко и крепко мерзко, что эта мерзость казалась вечной.



А где-то там..за океаном..народ хрустит французской булкой и девушки какают бабочками..


Саша, традиционное мерси. А "Путешествие рок-дилетанта" в каком отношении своего (твоего) часа ждёт — на прочтение или на рецензирование?


Пока только на прочтение )


Спасибо большое за рецензи! Видно, что вы действительно этим интересуетесь, и все написанное в книге пропускаете через душу.


И Вам спасибо. Да я уж подумывала, что тег "рок-литература" должен быть пошире представлен в моей коллекции :) Надо бы полочку-то с этими книжками перетряхнуть...


я выросла на этой музыке, она для меня родная


Оооо, я тоже! И Цой, и БГ, и Зоопарк, и Наутилус Помпилиус, и Воскресенье... Детские воспоминания не тускнеют, так что русский рок до сих пор люблю. Это основное, что я слушала все детство (старшая сестра ничего другого дома не включала)
А вот из рок-литературы ничего не читала пока, возьму на заметку:))


Крутотенная рецензиюшка, "Зоопарк", "Кино", "Аквариум"! ++++++++++++++
У Рыбы читал только Кино с самого начала , если кому интересно небольшой отзыв тутоньки.

Кстати, Борисыч выдал очередной альбум, вполне себе ничего, традиционный такой "Аквариум". А к списку питерских рок-мьюзикеров присовокупил бы ещё "Аукцыон".


В девчонок камнями кидаться


Я мне больше всего запомнилось "мне чай пить надо..." )))


yrimono! Спасибо, родственная душа!
Я твой первый коммент из почты прочитала и, разумеется, сразу пошла твою рецензию глядеть. И тоже покомментила там, поколебавшись, не вставить ли цитату (по памяти):

— Я сейчас не могу... Я чай пью...


А потом уже сюда вышла... Надо же, какое совпадение :)))


Братцы, я выросла на этой музыке, она для меня родная, Майк — любовь как минимум половины жизни (равно как и Цой, и БГ, «Битлз» и Боуи, и многие другие)…


После вот этого - не могу не напроситься к Вам в друзья!


Аналогично :))


А вот мимо меня киномания как-то прошла, может это и к лучшему. Есть возможность относиться без истерик и перегибов в ту или иную сторону.


Эээ... А я что-то о киномании написала? *озабоченно просматривает полузабытую рецку* Не-а, не-а. Мне книга "«Кино» с самого начала" очень нравится. Цой мне нравился — без истерики, с оттенком такого... братского уважения. Рыба нравился. А "Кино" — в том составе, в котором оно стало знаменитым — нет.


Ну это так, по ассоциации. Про Майка-то вроде и обсуждать нечего, ему респект и уважуха. Но тут просто судя по цитатам такой нечеловеческий апломб от экс-участника Кино, что мимо пройти невозможно. У группы и так неоднозначная репутация стараниями неадекватных малолетних поклонников, а он еще и подливает бензина в огонь.


такой нечеловеческий апломб от экс-участника Кино


Это-то и грустно. Рыба таким не был. Вот думаю: не дай боже таким (такой) с годами стать :((

1 2