Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2019 г. 11:10

Лучшее на Лайвлибе

7K

5 Спойлер О природе детективной гениальности

Почему Агата Кристи одна из величайших писателей в истории человечества? Да, товарищи, можете не дёргать носом на такую фразу — я готов отстаивать свою точку зрения: Агата Кристи одна из величайших писателей в истории человечества (феминистки, пощадите меня, я не использовал феминитив, подарите мне лёгкую смерть). Аргументы для этого у меня абсолютно простые и очень топорные:
1. Она написала достаточно много, чтоб собрать полное собрание сочинений. Гением трудно прослыть, если пишешь мало — Агата Кристи была чрезвычайно плодовита, и сумела наработать на целую библиотеку (женщины-детективщицы вообще очень плодовиты, что интересно);
2. Она сама носительница биографии, которая ничуть не хуже любого из её романов. И эту биографию Агата Кристи прекрасно написала сама ;
3. Она сумела подарить миру целый ряд характерных персонажей, причём не просто подарить — а создать в голове у читателей некий устойчивый образ. Именно благодаря этому образу я готов признать каноничность Эркюля Пуаро в исполнении Дэвида Суше:
картинка Hermanarich
Но категорически отвергаю Пуаро Браны;
картинка Hermanarich
4. (и это едва ли не самое важное) Она была коммерчески успешным писателем. Агата Кристи не просто творила, но творила прежде всего для людей. Её читали, её любили, и за её книги платили и платят до сих пор. Писатель, который творит «наедине с собой», «не для масс» похож на Данко, который вырывает себе сердце, чтоб повести людей — да только вокруг него никого нет. Даже сердце его растоптать некому — оно себе и тлеет спокойно. Сердце Агаты Кристи растоптано: «детективщица», «масскульт», «макулатура» — и эта именно та жертва, которую великий писатель принёс людям;
5. Она сумел создать 3 (три) гениальных произведения, которые стали эталонными в жанре:
Убийство в Восточном экспрессе — эталон произведения с неожиданной развязкой. И пусть все уже давно знают, кто же убийца, сама мощь, сама продуманность ситуации абсолютно блестящая. Причем блестящая не только с позиции детектива, но и с позиции антуража — поезд, снег, холмы, стук колёс, герметичность — я очень люблю такое. Большую свинью подложила Агата всем последователям — любой, кто захочет сделать подобный твист, неминуемо натолкнётся на: «У Агаты Кристи это уже было»;
Убийство Роджера Экройда — роман-обманка. Роман, в котором писатель разрушает пресловутую «пятую» стену между писателем и читателем, когда в твоё сердце прокрадывается человек, становится тебе другом, и наносит удар ножом. Это не просто хорошая книга — это тот самый постмодернизм здорового человека под маской детектива. Люблю такое;
Ну и Десять негритят, о которых мы сейчас поговорим.

Десять негритят это первый удачный слэшер в истории человечества. Это не американский слэшер с маньяком в маске и кучей дебильных подростков, которых хочется убить самому — настолько они противно орут, а его старший брат из Англии, респектабельный, в костюме, шляпе, с тростью и пенсне.
Это, конечно, не совсем детектив — расследовательской части здесь не так много, под подозрением все, мотивы убийцы скорее психопатического плана — это «триллер». Ну, или такой подвид жанров «ужасы», «детектив» или «триллер» как «слэшер». Убийца неизвестен, и потом особенно страшен — и если жертвы убийцы могут быть уверены хотя бы в том, что они не убийцы — читатель не может быть уверен ни в чём. Не можем и мы быть уверены в главном — а где же секрет обаяния данного романа? Почему именно этот роман считается самыми известным и самым лучшим произведением Агаты Кристи? Где корень этой гениальности. Я попытаюсь выделить несколько факторов:
1. Этот роман действительно хорошо написан. 1939 год, Агате Кристи 49 лет, она прекрасно понимает, что такое жизнь, и у неё за плечами уже 20 лет литературной работы. Т.е. этот роман написан как зрелым человеком, так и зрелым писателем, который ещё не успел исписаться и начать повторяться. Кстати «Восточный экспресс» написан за 5 лет до данного романа, а «Экройд» за 15. Т.е. данный период был чрезвычайно продуктивен для Агаты;
2. Роман написан в новом жанре, к которому читатель не привык. Это не детектив, и нагнетание сюжета здесь происходит абсолютно не по детективной модели. Если детектив хоть иногда, но потчует нас своими рассуждениями, позволяя понять ход мысли сыщика, т.е. у читателя есть точка опоры — то здесь такой точки нет. Это уже заставляет читателя чувствовать себя немного не в своей тарелке;
3. Роман социален. Представлены лица из совершенно разных социальных слоёв и разного общественного положения. Здесь и прислуга в виде няньки и дворецкого, и хозяева, и пройдохи, и вершители правосудия. Все персонажи выписаны очень достоверно, хоть и грубыми мазками, и их действия угадываешь исходя просто из их статуса. Одни только эти персонажи формируют очень крепкую социальную ткань романа;
4. Роман герметичен. Я много раз признавался в любви к герметичным детективам — признаться, я очень не люблю, когда убийцей оказывается тот, кого мы никогда не видели. Самый лучший способ здесь — все персонажи должны быть здесь, перед глазами, без возможности исчезнуть, иначе чем умерев. Появление новых персонажей тоже крайне нежелательно;
5. Роман психологичен. В романе мы видим не только чёткую социальную роль, но и психологию героев. Роман заставляет задуматься о ряде вопросов — насколько «судьи» и «обвиняемые» являются одного поля ягодками? Убийца, который хочет убивать, но вынужден прикрывать данное желание чем-то другим, например, желанием вершить правосудие. Помните сериал Декстер? Ведь главный герой именно маньяк-психопат. Просто психопатия его выходит именно в такой форме — и он оправдывает свою тягу к убийствам тем, что он вершит правосудие. Но первично здесь не правосудие, а именно комплекс психического расстройства. Здесь автор задаётся извечным вопросом — насколько судья, приговаривающий человека к смерти, и есть убийца? Де-факто убивая человека, является ли он сам таким же убийцей, и чем обусловлено его желание судить других? Чувством справедливости? А что под ним? Не скрывается ли там маньяк, наподобие нашего героя, для которого убивать и упиваться своим умом и безнаказанностью является первичной задачей? Автор под маской обычного детектива задаёт сложнейшие вопросы, ответить на которые сможет далеко не каждый;
5+. Все достоинства романа могут либо не сыграть, либо не отработать на 100%. Нужна вишенка на торте, гвоздик, который сделает просто хороший, отличный или блестящий роман — культовым и гениальным. И эта вишенка тут есть — это считалочка. Она завораживающая, она странная, она какая-то потусторонняя, и она сковывает, «сбивает» сюжет воедино, превращая бесконечные убийства в увлекательную детскую игру. Автор очень ловко смешивает подложку из детских фрустраций (она настолько сильная, что работает даже там, где таких фрустраций нет) и сюжет из жестоких убийств. И это гениально. Я считаю, что без этой считалочки роман просто был бы хорошим романом. Интересном, но просто хорошим. А с ней он стал культовым, с ней он превратился в шедевральное произведение.

Тяжело разбирать гениальность. Вот есть гениальный поэт или композитор — разберите его на части, что вы увидите? Органы, вроде как у всех. Вот сердце, вот почки, вот печень — видно, злоупотреблял. А где же гениальность? Как из этой требухи появляются гениальные стихи или нотные партитуры? Вот мозг, комок жира — у других же комок может быть ничуть не хуже, может даже побольше и пожирнее — почему же гениальности нет? Детектив Агаты Кристи написан 80 лет назад, в середине ХХ века — и маскируется под что-то нам известное и хорошо знакомое. Я же утверждаю — это совершенно иной, доселе неизвестный человечеству продукт, который стали повторять и ретранслировать спустя десятки лет по всему миру, который блестящий и интересный. И даже среди имеющегося кажущегося разнообразия, Десять негритят всё равно выглядят эталоном. Агата Кристи создала новый жанр, и это её преступление большинством читателей не раскрыто. Браво, Агата, вам опять удалось нас провести.

Комментарии


Умно, с любовью и знанием дела написано. Мне очень понравилось.


Спасибо на добром слове, но книга лучше. :-)

Ну, это не обсуждается :)
Просто хотел подтвердить солидарность с высказанными Вами мыслями...


Тоже отвергаю Пуаро Браны, он совершенно не выдерживает образ Пуаро. Суше с этим как раз-таки отлично правился, каждая деталь, жест, мимика - все это Пуаро. У Брана только усы напоминают знаменитого сыщика.


Ладно б внешность - Пуаро который мерит яйца линейкой, а потом прыгает двумя ногами в говне мне как-то не очень.

а почему вы Питера Устинова не обсуждаете? или он вообще не обсуждается? :)


А потому что о нем не упоминалось)


хехехе
я смотрела с ним "Смерть на Ниле" и "Зло под солнцем".
но Суше, конечно, вне конкуренции.
даже там, где он внезапно играет инспектора Джеппа :)


Вот спасибо, прочитал с удовольствием :)
При том, что в целом я не люблю детективы, Агату Кристи люблю и даже очень. После вашего пояснения понял, за что люблю. Полчаса назад любил её по-собачьи, инстинктивно. Теперь по-человечески, осознанно :)))
Шутка это, конечно, но есть в ней и доля истины. Только что понял некоторые мотивации "антиагатовцев". Есть такие, и они не любят Агату Кристи за то, что абсолютное большинство людей её любят. Это даёт им основание говорить о масскульте и прочем в этом роде.
Ну и пусть. Всё равно люблю Агату Кристи :)


Считаю что ее роль в литературе серьёзно недооценена.


Ну, это как сказать. На одном только Лайвлибе одних только "Негритят" прочитало более 23,000 человек, и они написали 856 рецензий. Не знаю, что по её поводу говорят литературные профессионалы, но читателей-то у книг дофига. Это серьёзная оценка для писателя.
А я так даже кино смотрел. Два раза, кажется :)


Читателей то много, но вот какой-то серьёзной литературной оценки не дано. К сожалению. Вместо этого 100500-ая диссертация про Пушкина.


Это верно. В следующей жизни напишу диссертацию про Агату Кристи :)


Знаю, кто убийца, но всё равно хочется прочитать


Да, старушка Агата умеет зацепить и удержать.


Большое спасибо! Действительно, об Агате можно говорить что угодно, но успех ее книг очевиден.
И еще вы абсолютно правы насчет Суше, все остальные - жалкие подделки)))


насколько судья, приговаривающий человека к смерти, и есть убийца?

Ну, зачем же так дико спойлерить? Ведь есть ещё те, кто не читали роман! Сами получили удовольствие, а им обломали? Некрасиво...


Проспойлерили сейчас вы - перечитайте книгу. Там убийца на пластинке именно приговаривает всех гостей. Толстый намек от Агаты.


Но нигде не говорится, что это - судья! Я вам цитату привёл. Уберите под спойлер эту часть, а мои комментарии можно и нужно тоже удалить, поскольку они содержат ваши цитаты. Спасибо.


Я не говорю что убийца-судья. Вы свое что-то увидели. Я задаю абстрактный вопрос, когда пишу в теме о психологичности романа:

" автор задаётся извечным вопросом — насколько судья, приговаривающий человека к смерти, и есть убийца? Де-факто убивая человека, является ли он сам таким же убийцей, и чем обусловлено его желание судить других?"

Убийца на записи на пластинке ПРИГОВАРИВАЕТ гостей этого дома - это происходит в тексте. Т.е. он выступает для них судьей, и типа судит их за их преступления. Что это именно судья и есть - разумеется, никто не знает.
Для человека, который НЕ читал роман - это не может быть спойлером, ибо контекст фразы общий. Разумеется, если не выбежит человек, и не начнет спойлерить криками: "Зачем вы сказали что убийца - судья!". Теперь да, все знают что убийца - судья. Поздравляю. В борьбе со спойлерами вы наспойлерили дальше некуда.


Ну знаете... Назвать судью и при этом не наспойлерить?))))))
Вы же сами понимаете, Саша, что получился двойной смысл. И моё предложение в силе. Можете подчистить все комменты и исправить спорную фразу.


Вы упорно не желаете слышать контекст. :-) Хотя, думаю, вы поняли что наспойлерили сами - но не хотите уронить фасон.
Вы всегда можете удалить ваши сообщения - это ваше право.


Отлично написано. Полностью разделяю.

Любопытно , " 10 негритят" прекрасный материал для логической задачи. Как спастись небольшой группе если среди них убийца ? Системный ответ -- не остававться в одиночестве, объединиться парами, преступник вынужден будет прекратить проект... Среди жертв не было ни одного системника. )


Если б системное мышление было в ходу у триллеров - они бы не получались. :-)


Книга прочитана за несколько ччасов, невозможно было оторваться. Отличная рецензия!!!