Больше рецензий

12 сентября 2019 г. 23:17

1K

5 Постапокалипсис, которого мы достойны.

Со Стивеном Кингом у меня уже давно сложные отношения. При том что Кинг, безусловно, один из величайших писателей современности, и его истории великолепны, в наши предыдущие встречи Стивен был в разной степени нудноват. Его манера растягивать повествование периодически разочаровывала, и даже застопорила мое чтение так любимого многими цикла Темной башни после третей книги.
Учитывая это браться за огромное «Противостояние» объемом в тысячу триста страниц мелким шрифтом было для меня делом откровенно рискованным, но о чудо, мы со Стивеном наконец-то оказались на одной волне. То ли прочитанное последним из его романов «Сияние» примирило меня с стилем автора, то ли я ожидал большего занудства и в этом плане сработал синдром заниженных ожиданий, то ли просто настроение совпало, но «Противостояние» зацепило буквально с первых глав.

Первое и главное, что пугает и одновременно очаровывает в романе, это реалистичность, с которой тут происходит апокалипсис. Сценарий развития событий, описанный Кингом, выглядит чудовищно правдоподобно. Как и почему вирус вырывается на свободу, реакция на это властей, и реакция обычных жителей - всё это не только описано невероятно атмосферно, но и не оставляет сомнений что если большей части человечества суждено умереть от вируса - это произойдет именно так.

В первой условной книге из трех, на которые поделен роман, практически нет никакой мистики, так любимой Кингом, только история жизни главных героев на фоне апокалипсиса. И эта книга великолепна, именно её хочется записать в категорию любимых и рекомендовать буквально всем знакомым как образцовый постапокалипсис.

Во второй книге Кинг начинает потихоньку добавлять истории всё больше и больше мистических деталей, но понемногу, как будто понимает что стоит ему с этим переборщить - и реалистичное очарование романа моментально рассыпется. И довольно долго баланс между реалистичностью и мистикой отлично работает, пока окончательно не смещается в сторону последнего.

Но где-то к середине истории Кинг все таки затягивает, все больше и больше углубляясь с героями сначала в вопросы теологии, потом политики, а потом и того и другого сразу, уделив этому, как по мне, слишком много времени, и раздув вторую книгу почти до размеров двух остальных вместе взятых (600 из общих 1304 страниц романа). А заключительная часть истории наоборот оставляет ощущение спешки, словно Кинг хотел как можно скорее подвести героев к и без того довольно резкому финалу, и прочитав статью в Википедии выходит что так и есть, ему действительно не терпелось побыстрее закончить.

Но эти два минуса - затянутость одного момента и торопливость другого, ни в коем случае не перевешивают все преимущества этой огромной истории. В предисловии Кинг пишет что «Противостояние» никогда не был его любимым романом, но его любят читатели, и когда он где-то выступает его постоянно спрашивают о героях и что с ними случилось после финальных глав. И это не удивительно, проработанность характеров множества персонажей это одно из главных преимуществ романа, наряду с атмосферностью, и за эту тысячу страниц, на которых описано меньше года жизни героев, некоторых из них начинаешь воспринимать если не как друзей, то точно как хороших и вполне реальных знакомых. А таким могут похвастаться далеко не все книги.

По этому не смотря на несколько минусов должен сказать что это долгое путешествие определенно стоило того. Более того не исключаю что однажды мне захочется это повторить, и пока что это лучшее из прочитанного мной у Кинга. Да и вообще в жанре постапокалипсиса, так что всем любителям подобных историй - обязательно к прочтению.