Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 сентября 2019 г. 03:29

18K

5 Золотой фонд подростковой фантастики

Тяжело писать о книге, которая стала в каком-то смысле иконой подростковой фантастики. И если мы все вышли из гоголевской шинели, то наши представления о фантастике выходят из Кира Булычева. И дело даже не в экранизациях (я терпеть не могу «Гостью из будущего». Можете меня убивать, но мне не нравится и главная героиня), в т.ч. мультипликационных (мультик хорош), и не в том, что книги отличает достаточно хороший язык — просто в книге есть «огонь», который книге может дать только невероятно увлечённый человек. Кир Булычев таким был.
Тайна третьей планеты, вероятно, одна из самых известных повестей, причем на которую автор сделал «ремейк» — уже в 1997 вышла повесть «Тайна третьей планеты». Нет смысла сравнивать мультфильм и книгу — это два совершенно разных произведения. Оба хороши, но мультфильм именно детский, как и ремейк 1997 года — предназначен для возраста мультипликационной Алисы, а вот книга уже значительно взрослее.
Вообще, «Алиса» внутри книги это не девочка, это такой стержень сюжета, маскирующий повествование под подростковую фантастику, таким образом дающая автору право не рисовать «советское будущее» совсем уж густыми красками, ограничиваясь лишь редкими мазками. И если у мультипликационной книги получилось действительно увлекательное действие для читателей 6-9 лет (остальные скорее поностальгируют по себе в этом возрасте), то книга это чтиво 14-21. По крайней мере я бы и сейчас перечитал что-то, а кое-какие ходы из книги врезались в памяти.
1. Очень сложно забыть открытый массаж сердца третьему капитану (притом что тот факт, что капитана было три, а не два, и один из них был фиксанец, думаю, мало кому интересно). Сцена спасения третьего капитана вообще явно не из детской литературы — зато полна драматизма и напряжения;
2. Утеряна сцена ловли щуки на золотую блесну. А это действительно приятный момент;
3. Ушел сюжет с головастами, которые мне понравились особо сильно, видимо, на волне моей любви к Farscape;
4. Непростительна вещь — в мультфильме нет капитана экспедиционного корабля. Причем капитана упоминают, но как-то его не находят — в книге же капитан был;
5. Отсутствует поучительная история планеты Шелезяка — а мне правда нравилась эта планета;
6. Главный пира Крыс был гигантским скорпионом, и смерть он свою сымитировал именно ядовитым жалом;
7. Моё любимое: индикатор героям подарила не улитка, а двухголовая змея на сотне тоненьких ножек (что-то наподобие кивсяка, но с двумя головами (впечатлительным не гуглить слово «кивсяк»));
8. Ну и самое главное — рынок животных. Особенно уморительна секция филателистов.
Кир Булычев нам больше, чем осколок детства. Он подарил национальную модель фантастики — и это был именно он, а не братья Стругацкие. Нынешняя отечественная фантастика это лишь круги на воде, которые идут от того золотого самородка, что Булычев забросил в наши души.

Комментарии


Всё-таки, как мне кажется, немаловажная составляющая подростковой фантастики - это сексуальная. Киношная "Алиса Селезнёва" ака Наташа Гусева - это был просто секс-символ поколения 80-тых (я к тому времени - уже вышел из подросткового возраста, всё-таки 19 лет - это уже совершеннолетний и дееспособный гражданин, которому не пристало предаваться влажным фантазиям, а пора уже воплощать их в реале). А так - всё закономерно. Гормоны - просто из ушей, а реальные девочки приняли защитные позы (типа, фи, все мальчишки - дураки), а тут вдруг образ такой, какой-то не от мира сего, которая вся из себя такая наивная, открытая и доброжелательная, при этом ничего и никого не боится, легко ввязывается во всякие авантюры... И за ней гоняются два каких-то педофила, от которых она ловко каждый раз уходит, но это смотрится как какая-то игра.


Наверное, автор - женщина, или мужчина в возрасте, тогда понятна оценка фильма и главной исполнительницы. Актерская игра там действительно была не особо, но детям это было не важно. А насчет модели фантастики, боюсь, автор преувеличивает. Все же Булычев подростковый автор, не чета Стругацким. Я не говорю плохой, просто не той глубины.


Подростковый автор? Прежде чем рассуждать о "подростковости" прочтите "Чужую память", Гуслярский цикл и цикл о докторе Павлыше. Возможно, Ваше мнение изменится.


лучше почитать "Последняя война" К. Булычева. В ней есть над чем задуматься хотя бы.


Все это - тем не менее подростковое-детское , ко хочет прочитать по-настоящему взрослого Булычева - читайте "Заповедник для академиков" "Смерть этажом ниже"


Прежде всего, стоит сказать, что произошла смерть подросткового фильма, как жанра. Не детского, а именно подросткового. Он и раньше то был не очень сильный, но по-крайней мере были такие культовые фильмы, как цикл "Москва-Кассиопея", "Гостья из будущего", то сейчас этот жанр умер как класс. До его воссоздания - до появления уже новых фильмов для подростков, вряд ли стоит отрицательно характеризовать то, что уже есть.


Я из тех счастливых людей, которые и книгу читали, и мультфильм смотрели. И даже сейчас у меня "Девочка с Земли" в домашней библиотеке есть.
И в то же время я несчастна. Ибо дети мои эту книгу уже прочли. А внуки...до внуков еще дожить надо.
Кстати, делайте со мной, что хотите, но книга лучше. Многоплановее. Третий капитан... в мультике его нет. И того эпизода, где профессор Селезнев спасает третьему капитану жизнь... Сколько лет прошло с той поры, как я прочла эту книгу, а этот эпизод... Блин, я только благодаря Киру Булычеву узнала, что значит "непрямой массаж сердца"!
Прим. Я счастливый человек еще и в том, что Кира Булычева видела. И общалась с ним весьма неформально - мы немного поспорили, кто должен кого пропускать в дверь, я его - как Мастера, или он меня - как Женщину.