Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

16 августа 2019 г. 02:28

777

3.5 «Девяносто процентов чего угодно никуда не годится» (Закон Старджона)

Хотел было сказать, что и 9/10 этой книги в соответствии с законом Старджона никуда не годится, но это было бы несправедливо. Книга написана довольно сумбурно, хотя автор вроде бы структурировал текст; 90% в ней посвящено американской политологии, которая нас вроде бы не касается; некоторые мысли остались для меня загадочными то ли из-за перевода, то ли мне не хватило кругозора, а может быть, не хватило ума. Но в сумме все эти недостатки никак не составляют 9/10. Может быть, 1/10 или даже меньше. Всё остальное вполне понятно, и я почти во всем согласен с автором.

Не понимаю, откуда в русском заголовке взялся интернет. Оригинальное название The Death of Expertise: The Campaign Against Established Knowledge and Why it Matters, т.е. дословно "Смерть экспертизы: Кампания против установленного знания, и почему это важно". Интернету посвящена от силы 1/5 текста.
На остальных страницах Том Николс рассказывает, почему нынче в моде антиинтеллектуализм и как он ведёт к разрушению основ:
-- демократии,
-- республиканской организации общества и
-- государственного управления.
Где-то на фоне действительно часто маячит интернет, но заголовка он не достоин.

Лично меня больше всего зацепила глава об образовании. Автор пишет о США, но в нашей системе высшего образования я вижу те же тенденции: студент превращается в клиента, преподаватель -- в продавца услуг, а процесс обучения всё больше становится чистой профанацией идеи получения знаний.
Одна из главных идей книги: да, люди равны в политическом смысле, но во всех других смыслах все мы разные. И да, есть люди, которые умнее нас, которые разобрались в каком-то вопросе намного лучше, и их мнение должно перевешивать мнение обывателя, когда речь идёт об этом самом вопросе.
Ну и совсем не вредно для общества, если его граждане стремятся к знанию, а не кичатся его отсутствием. (Последнее и есть тот самый антиинтеллектуализм).

С одной же фразой Тома Николса согласиться не могу никак:

цель науки – объяснять, а не предсказывать

Автор, кажется, сам неудачно выразился. В другом месте он говорит, что эксперт может ошибаться в прогнозе, но его предсказание всё же лучше, чем ничего:

Перспектива узнать диагноз, пусть даже приблизительный, всегда приветствуется больше, чем абсолютная точность при вскрытии.

Выходит, науке всё-таки позволено иногда предсказывать.

OK, пересказывать содержание книги не буду, там полно и других хороших мыслей, читайте, кому интересно.
А я приведу пару собственных примеров.

#1. Затмение и судьба

Не далее чем 7 августа одна дама прислала мне ссылку на материал "Третье солнечное затмение будет в августе 2019 года: как влияет на самочувствие и судьбу человека". На вопрос, зачем прислала, она сказала: "Ну ты же интересуешься астрономией".
Да, именно так и сказала: астрономией.
Из уважения к даме я посмотрел статью. Там утверждается, что 11 августа 2019 года в 12:46 состоится солнечное затмение.
А так случилось, что я как раз накануне видел луну, и она была растущей во второй четверти. Не претендую на звание эксперта в астрономии, но что такое солнечное затмение, всё же представляю себе. Элементарная геометрия гласит, что в ближайшие две недели луна никак не смогла бы догнать солнце на его пути по эклиптике.
Я честно сообщил об этом той любительнице астрономии и приложил звёздную карту, на которой было ясно видно, что 11 августа солнце и луна находятся на расстоянии больше четверти небесной сферы друг от друга и потому луна никак не может затмить солнце.
На это я получил ответ: "Ты ничего не понимаешь, это будет частичное затмение".
Ну ладно, ответил я, история нас рассудит, смотри 11 августа 2019 года в 12:46 на солнце.
Приготовьтесь! Сейчас будет самое интересное!
Хотите верьте, хотите нет, но около 13 часов 11 августа дама звонит мне и сообщает, что она таки видела затмение!!!
Блин! Всё! У меня не нашлось слов. Уж не знаю, что она там видела, но спорить с ней не представляется возможным. Не уверен, что на мою судьбу влияют состоявшиеся затмения, но не состоявшиеся влияют вполне заметно.

#2. Инфляция оценок, степеней, званий и дипломов

Лет 15 назад я работал на Миусской площади, и окно моего офиса смотрело во двор РГГУ. Надо сказать, РГГУ -- совсем не худшее учебное заведение страны. Одно из лучших.
И вот в один из прекрасных летних дней у них во дворе началась какая-то суета. Это было вручение дипломов выпускникам. Обычно у них там тихо, но по такому случаю установили громкоговорители и кричали в них так, что я слышал каждое слово церемонии.
Было довольно интересно.
Сначала какие-то люди говорили напутственные речи, затем запускали гроздья воздушных шаров, а потом стали вызывать выпускников по одному в алфавитном порядке. Каждому аплодировали. Особые крики отмечали вручение красного диплома. Так вот, примерно каждый третий диплом был красным.
Когда я заканчивал вуз в 1980 году, диплом с отличием получил 1 человек. Во избежание недоразумений повторю прописью: один человек из ста с небольшим выпускников.
Разумеется, РГГУ очень хороший вуз, студенты там умнее меня. Опять же, я не эксперт в области высшего образования, просто не верю, что они умнее в тридцать раз.
Том Николс приводит несколько похожих примеров, но мне кажется, мой пример круче.

#3. Дороги, которые мы выбираем (для страны)

В сентябре Москва будет выбирать депутатов Мосгордумы. По этому поводу было несколько митингов протеста, куча задержанных и т.п., это всё важно и интересно, но сейчас речь не об этом.
Одна из моих знакомых неожиданно сообщает мне, что собирается голосовать за кандидата [X].
Я несказанно удивился, потому что она никогда политикой по-серьёзному не интересовалась. Спрашиваю:
-- А почему за него?
-- А он выступал перед народом на детской площадке у нашего дома.
-- И что? -- спрашиваю я, -- какова его программа?
-- Не знаю, не слышала, с балкона смотрела...
-- И как же ты его тогда выбрала из других?
-- Ну как-как? Говорю же: он на нашей детской площадке выступал!
Нормальный подход к демократии, да? Если бы на детской площадке выступил, прости господи, Гитлер, она бы и за него проголосовала*** :)))
Вот об этом Том Николс рассказал намного лучше, чем я. Ещё бы: он как-никак эксперт-политолог, а я нет.

Да, очень жаль, я не эксперт ни в одной из областей... Хотя, нет, постойте! Чуть не забыл: я же эксперт Лайвлиба!
Значит, рекомендую эту книгу как эксперт экспертам.

=========
*** Этот полемический приём называется reductio ad Hitlerum.

=========
Спасибо ELiashkovich за рекомендацию :)

Комментарии


Записала себе в to do. Хочется надеяться, что автор не только заслуженно глумится над системой, но и высказывает хотя бы одну идею, чем лично я могу улучшить ситуацию. А также знакомые, которые прислушиваются к моему мнению.
Иначе нет смысла читать, потому что сама вижу, что делает школа с моими детьми, и сколько приходится выкладывать на ежемесячную реабилитацию. Она же - занятие с толковыми учителями.


Нет там такой идеи :(
Вообще сомневаюсь, что вы, я или Том Николс в состоянии заставить людей считаться с мнением экспертов, а не эстрадных певцов или политиков. Думаю, ничего не выйдет, даже если обеспечить нам с вами поддержку дивизии Нобелевских лауреатов при полной выкладке :)))


Я выпускалась через дорогу от РГГУ (в РХТУ) и краснодипломников у нас было не то, чтобы много, но больше одного. Но как это делалось, могу рассказать на своем примере: за месяц до вручения вызывают в деканат меня и моего одногруппника. Мол, ребяты, такие дела - если бы не предмет Х, у вас красный диплом! Давайте ка вы быстренько пойдете и пересдадите этот предмет Х, и мы вам сразу врУчим, а может быть, вручИм... Я забила по некоторым принципиальным соображениям в связи с некоторой историей своего икса, одногруппник пошел и формально что-то там пересдал, и получил свою красную корочку. А так - группа у нас была реально сильная, ничего не могу сказать, красных было штук 6 или 8)


Мир тесен. Если бы моё рабочее место выходило на другую сторону здания, я наблюдал бы не РГГУ, а вашу Менделеевку :)
Думаю, к концу обучения в вашей группе осталось около 20 человек, что даёт того же самого каждого примерно третьего :)

Честно говоря, не в обиду гуманитариям, сравнивать изучение химии и истории вообще нельзя. Если вы не знаете свойств, скажем, бензола, то точно не сможете написать диссертацию об ароматических углеводородах. Если же некто никогда не слыхал о хане Батые, он легко может защитить диссертацию о Кутузове, Сталине, Николае II и о ком угодно другом, кроме разве что самого Батыя и Мамая.
Это непреложный естественнонаучный факт, так что в РГГУ, вероятно, отличников больше, чем в РХТУ, просто по природе этих отраслей знания.


Аналогия чудовищно кривая. Могу предположить, что можно написать диссертацию об ароматических углеводородах, не зная о миллионах различных веществ. Так в истории не Батый - фундамент для изучения Кутузова со Сталиным, а методология, умение работать с источниками и т. д.

Может быть, и так, вам виднее. Просто стоит заметить, что человек, не знающий свойств бензола, вероятно, не читал учебника химии за 9 класс. Можно не знать миллиона веществ, но уж если пишешь об ароматических углеводородах, как минимум о бензоле знать должен.
Сегодня и правда можно написать диссертацию и не читая учебников. На Диссернете таких примеров тонна. Только диссертации эти писали не те, кто указан автором. Кто-то за них написал, либо переписали откуда-то слово в слово.
А вот про Кутузова действительно, владея методологией и зная источники, вполне можно написать нормальную работу, даже если и не читал учебника за 5 класс и никогда не слышал, например, о Египте -- ни о древнем, ни о сегодняшнем.
Разве не так?