Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2019 г. 18:10

9K

5 Назвался сталкером - полезай в Зону

Одна из самых культовых книг не только отечественной, но и мировой фантастики. Правы те рецензенты, которые пишут, что роман Стругацких породил свою особую вселенную, которая включает в себя огромное количество романов о сталкинге, фильмы и компьютерные игры.

Само слово «сталкер» было придумано авторами. За основу они взяли английский глагол to stalk, что означает, в частности, "подкрадываться", "идти крадучись".

Сегодня это слово и другие, образованные от него, распространились очень широко, они были применены при переводе книг Кастанеды, активно используются в индустриальном туризме. Конечно, своей популярностью «сталкер» в большой степени обязано фильму Тарковского, снятому по мотивам этого романа. А большинство представителей сегодняшней молодежи даже не подозревают, что совсем недавно этого слова никто не знал и в словарях его было не найти.

Роман очень многопланов, почти каждый читатель может найти в нем то, что ему покажется верным и близким. Я не буду здесь обсуждать версию премудрого Дмитрия Быкова, который проводит аналогию между зоной и СССР, что ж, и такое видение, безусловно, тоже имеет право на жизнь, но, даже, если Стругацкие и вкладывали такой смысл в свой роман, то он лишь одна из составляющих, и сводить всё только к этому – явное упрощение.

У книги прослеживается два вектора: научно-фантастический – всё, что связано с проблемой контакта цивилизаций и социально-фантастический – социальная и морально-этическая обстановка, складывающееся вокруг Зоны.

Начну со второго, в центре повествования сталкер Рэдрик Шухарт, житель призонного городка Хармонта, действие происходит где-то в конце ХХ века. Сюжет составляют четыре эпизода из его жизни, разделенные несколькими годами. Он занимается смертельно опасным бизнесом, конечно, причиной тому бедность и безысходность его жизни, но не только это. «Зона» с её артефактами становится смыслом его существования, противостояние ей – единственное, что он может делать хорошо. Он профессионал сталкинга высочайшего класса, и его суперчувствительность к проявлениям «зоны» говорит о том, что «зона» проникла и в него, и не только в кровь и гены, породив вместе с ним поросшую шерстью дочь, но и в каждый нейрон его мозга, в какой-то степени превратив Рэдрика в еще один из своих артефактов.

Научно-фантастический аспект – контакт цивилизаций. И здесь центральным является третий эпизод, единственный, в котором главным действующим лицом является не Шухарт, а Дик Нунэн – сотрудник некой спецслужбы, пытающейся контролировать деятельность сталкеров и оборот хабара. А ключевая сцена – его разговор в кабаке с лауреатом Нобелевской премии, исследователем феноменов «Зоны» Валентином Пильманом. Именно он озвучивает идею, ставшую заголовком книги – пресловутые Зоны, оставшиеся на Земле после посещения её пришельцами, всего лишь «пикники на обочине». Иная цивилизация воспользовалась нашей планетой в каких-то своих целях, и, возможно, даже не заметила человечество, и, возможно, на наше счастье; а, может, заметила, но не посчитала нужным вступать в прямой контакт.

Озвучивает Пильман и другие версии: посещения еще не было, зоны - это своеобразные контейнеры, заброшенные к нам для предварительного ознакомления с образцами материальной культуры инопланетян; посещение идет полным ходом, в зонах укрепились пришельцы и занимаются подготовительной работой в пользу «жестоких чудес грядущего».

Последняя версия не исключает разумность не только существ, подобных человеку, но и неких иных, понять которых мы не в силах. Недаром Пильман говорит, что мы сможем полноценно контактировать только с существами, обладающими психологией человека. А, если разумной является сама Зона, и артефакты с аномалиями, существующие в ней, это не космический мусор, брошенный на обочине, а особый, пока не понятный нам язык, на котором сущность пытается вступить в контакт. И здесь нельзя не вспомнить другую культовую книгу, по которой тоже снял фильм Тарковский, - «Солярис» Станислава Лема.

Сами артефакты и аномалии, описанные в книге, а их более трёх десятков, несут в себе каждый – некую социальную, философскую или научную проблему, разрешение любой из которых могло бы стать самостоятельным романом.

Ну, и в конце рецензии о конце книги, он открытый – мы сами должны решить, что произошло с Шухартом, когда он шагнул навстречу Золотому шару. Но, судя по тому, что он просит шар, чтобы тот сам разобрался и вытянул из него, что же ему на самом деле нужно, то выходит, что человечество еще не осознало настоящего смысла и цели своего существования, но у него есть исконная утопическая мечта: «Счастья всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!»

Прочитано в рамках игры "KillWish"

Комментарии


Спасибо за интересную рецензию! Хочется добавить, что слово «сталкер» обязано своему рождению главному герою романа Киплинга «Сталки и компания». Очень авторы эту книгу любили. Аркадий Натанович вроде как даже перевёл ее на русский язык, только вот текст перевода не сохранился. Вернее, пока не был найден.


Спасибо за добавление, я знал об этом факте, но решил не перегружать фактологическую часть. А вот в комментах ему самое место. Еще раз благодарю.


А Вы знаете, кого в Интернете сейчас называют "сталкерами"? :)


Не знаю, что Вы имеете ввиду, расскажите сами.


Мне объяснял один человек, работавший несколько лет "профессиональным сталкером". Ему платили за то, что он становился как бы чьей - то "кукой", везде сопровождал, читал все, что этот человек напишет - и важное передавал "заказчику". В аниме часто тоже употребляется слово "сталкер": за красотками и актрисками кто-нибудь постоянно таскается, а она к нему обращается : " Мой дорогой сталкер"!)))


Теперь я понял, что Вы ИМЕЛИ В ВИДУ :))))
Спасибо


А мое пожелание гораздо скромнее, чем у героя Стругацких: "Пусть никто не уйдет обиженным!"


Ну, и в конце рецензии о конце книги, он открытый – мы сами должны решить, что произошло с Шухартом, когда он шагнул навстречу Золотому шару. Но, судя по тому, что он просит шар, чтобы тот сам разобрался и вытянул из него, что же ему на самом деле нужно, то выходит, что человечество еще не осознало настоящего смысла и цели своего существования, но у него есть исконная утопическая мечта: «Счастья всем, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!»

Я бы трактовал концовку несколько иначе. Для меня "Пикник на обочине" всегда был в первую очередь книгой о том, что во имя абстрактного добра нельзя творить конкретное зло.
Невозможность сформулировать что-либо внятное, случившаяся с Рэдриком Шухартом у Золотого шара, - она, на мой взгляд, не просто так. Это не только принципиальная неспособность человечества сформулировать свои самые сокровенные желания и попросить об их исполнении, но еще и расплата за пролитую кровь. Ведь для того, чтобы дойти до Золотого шара, Рэд должен был пожертвовать жизнью молодого Артура Барбриджа, и он ею пожертвовал. Причем это было не спонтанным решением, а заранее обдуманным и осознанно реализованным намерением.
И мне кажется, что Стругацкие этим эпизодом посылают читателю абсолютно отчетливый месседж: так нельзя, это так не работает. Нельзя обманом привести напарника на верную смерть, как бычка на заклание, а потом просить высшие силы о благе - общем ли, частном ли. Не получится, онемеешь, отупеешь, Сезам не откроется.


Да, Стругацкие очень многогранны и высказанная Вами точка зрения имеет право на жизнь не менее других. Мне кажется, вы представляете позицию гуманизма, но в контексте развития исторического процесса акценты могут оказаться и другими. Прогресс всегда сопровождался жертвами. причем речь идет не о жертвах сталинизма, фашизма или религиозного фундаментализма, а о жертвах первобытно-общинного этапа, рабовладельческого, феодального, раннего капитализма. Все этапы большого пути цивилизации усыпаны костями, а так, как это и есть путь к счастью человечества, то и смерть Артура можно рассматривать в таком контексте.
Здесь, кстати, такой подход в каком смысле смыкается с христианством - в час Страшного суда все воскреснут и вот тогда значимость каждого индивида восторжествует.
И, если речь пошла о религиозном аспекте, не могу не обратить внимание на Ваше определение зоны как Высшей силы. Если это продукт внеземной цивилизации, то это никак не высшая сила, может быть, более развитая, но не высшая; если же Вы рассматриваете зону как "посещение Господне", тогда смерть Артура - следствие божьей воли и подтвержденная Господом цена.


Про прогресс я немножко в курсе - у меня в анамнезе истфак МГУ :)
Но здесь немножко иная ситуация. Одно дело - преобразования государственного и/или общенародного масштаба, когда многие, даже самые кровавые и губительные, процессы обезличиваются. Лес рубят - щепки летят. И совсем другое - переход на личный уровень, когда есть ты и тот, кого ты ради своей цели ведешь на верную смерть, тогда как он об этом не подозревает ни сном, ни духом. Беседуешь с ним по ходу действия, смотришь ему в глаза, делаешь вид, что всё нормально - и полностью отдаешь себе отчет в том, что жить этому человеку осталось несколько минут, и его смерть будет на твоей совести.
Религиозного же аспекта в моем комментарии не было вовсе. Слова "высшая сила" я употребил абстрактно (и, видимо, не вполне корректно) для обозначения любого более могущественного "существа или вещества", которому под силу сделать то, чего ты сам сделать не можешь, но хотел бы.


Я понимаю, что Вы хотите сказать, я в этом плане с Вами и не спорил, мой ответ продиктован попыткой расширить спектр видения, сместить точку сборки, помните, как у Кастанеды.
Вы подходите с позиции личной ответственности каждого участника процесса, и это безусловно, правильно. Но даже в этом плане Рэдрик не статичен, он меняется по ходу продвижения к шару - сначала им руководит чувство мести к Стервятнику, поэтому он и берет с собой Артура, к моменту встречи с шаром это уже другой человек. Эволюция индивида как модель эволюции общества.
И, кстати, мы не знаем, что случилось дальше, возможно, Рэдрик получил не исполнение желаний, а воздаяние за грехи, а, может быть, случилось еще что-нибудь к сталкеру, как личности, не имеющее никакого отношения. Свойства шара, ведь, никому доподлинно не были известны, то, чем руководствовался Шухарт был всего лишь фольклор других сталкеров :)