Больше рецензий

Vitalvass

Эксперт

Эксперт по литературным испражнениям Лайвлиба

14 августа 2019 г. 02:19

2K

3 Водяра - двигатель сюжета

На самом деле книга неплохая, но не оправдала моих ожиданий. Это добротный детектив-боевик, в брутально-мужском стиле, с драками, выпивками, драмами, сексом, насилием и стонами о том, как на Руси жить плохо (хотя действие происходит в мусульманских странах). Кроме того, книга входит в цикл о "бандитском Петербурге", что уже вызывает интерес.
Я-то сам ожидал прямого продолжения истории, рассказанной в сериале "Бандитский Петербург. Адвокат" и в книге, на основе которой сериал снимался. А в итоге что я прочитал?
Главный герой Андрей Обнорский (который вроде как прототип самого автора) где-то в 80-е, незадолго до смерти Черненко, закончил "престижный" (так написано, и, видимо, так оно и есть) ленинградский вуз, факультет иностранных языков, из которых он выбрал себе не какой-нибудь там английский или французский, а арабский язык.
И за такой выбор послали Андрюшку на практику в Йемен, чему он был не очень рад. Наверно, он думал, что со знанием арабского он будет работать в библиотеке. А хер там. Оказалось, что знатоки арабского нужны в таких странах, куда мечтать работать может только сумасшедший. Вот так сюрприз!
В Йемене он стал переводчиком, и его услуги были востребованы военными, находящимися в социалистическом Йемене, а также советниками из СССР, которых почему-то сами же советские люди презрительно называли "хабир". И это странно, потому что "хабирами" без всякого негативного смысла их называли местные, а советские же приезжие взяли это слово и стали называть ими тех, кто на гос.службе. Это странно...
Сам же Андрей не хабир и не военный. Однако его зачем-то определяют в какую-то десантную группу, где за небольшой срок некий палестинец научил его разным боевым искусствам. И стал переводчик боевой машиной в довесок к своим интеллектуальным способностям. Ну, это чтобы сюжет двигался..
Чем же занимаются советские люди в другой стране?
Пьют, конечно же!
картинка Vitalvass
Ну, а что же им, горемыкам еще делать?
Мало того, руководство это поощряет.

советские офицеры получали так называемый паек, распространяемый через кооперативный магазин в Аппарате. В ежемесячный паек, помимо разной, в основном консервированной, еды, входили бутылка водки 0,75, две бутылки по 0,5, две бутылки коньяку, две — шампанского, две — крепленого вина, две — сухого, бутылка рижского бальзама и ящик финского пива. Вся эта радость, естественно, не была абсолютно бесплатной, но стоила сущие копейки. Если был какой-нибудь государственный праздник, алкогольный ежемесячный паек автоматически удваивался.

"Сухого закона" еще не было, но подобные масштабы меня удивляют. Понимаю, если бы некоторая часть офицерья была сраной алкашней, но ведь это стимулируется буквально сверху! Этот же "паек" кем-то утвержден, согласован с самым верхом. 9 бутылок с алкоголем и ЦЕЛЫЙ ящик пива! А праздников-то у нас до хрена, в среднем, каждый месяц - 8 марта, 23 февраля, день победы, день труда, новый год - и стало быть, по ВОСЕМНАДЦАТЬ БУТЫЛОК в месяц и ДВА ЯЩИКА ПИВА! Это же охренеть как много!
И, разумеется, все окружающие этот материал постоянно эксплуатируют.
Распространенными сценами в книге являются посиделки, описываемые без мельчайших деталей, но все же на 1-2 страницу. Во время попоек происходят важные и судьбоносные разговоры, нередко кончающиеся пьяными драками.

Любые совпадения с имевшими место реальными событиями — случайны, а расхождения — наоборот, закономерны. На самом деле все происходило не совсем так, как описано в романе. Возможно, в действительности все было ещё страшнее и тяжелее.

Так поясняет нам автор, напомню, сам работавший в арабских странах переводчиком. Страшнее и тяжелее - видимо, приходилось выпивать не 18, а 36 бутылок каждый месяц.

Вскоре на огонек к ним заглянул Леха Цыганов, обладавший замечательным нюхом на те места, где наливают. Ребята еще не успели дойти до кондиции, когда в дверь постучали. Илья со вздохом пошел открывать

Поводов нажраться хоть отбавляй. Вот друзья уехали домой.

Новоселов и Обнорский вернулись в Тарик словно осиротев и тихо пили весь вечер, почти не разговаривая друг с другом…

Даже не разговаривая!
И так раз пятьдесят за книгу.
Я удивлялся, что подобный размах алкоголизма был в предыдущих книгах серии с главным героем Сергеем, однако тот был присущ главным образом самому Сергею, а не окружающим его. Здесь же пьют абсолютно все и считают это нормальным. Они пили до посещения Йемена, пьют во время и будут еще пить после. Рогожкин со своими "Особенностями национальной охоты" нервно курит.
Традиционно в условном цикле "Бандитский Петербург" очень много секса. Не исключением это стало и здесь. Видимо, у автора это какой-то пунктик - обязательно выставить женский пол шлюхами. А те, кто с виду не шлюхи, на деле все равно они самые и есть, просто к ним нужен подход. Здесь мы прочитаем душераздирающие истории об офицерских женах, дающих за деньги, адских групповухах, случайных перепихонах. Автор подробно смакует совершенно не нужные для истории сюжеты, как Андрей и его друг вернулись из Йемена в свой какой-то город, сняли там двух студенток, уламывали их, платили за развлечения и наконец затащили их в койку.

Обнорский, кончив первый раз, даже не смог остановиться, он продолжал входить между Светиных раскинутых длинных ног, одновременно целуя ее грудь, плечи, горло

До горла губами достал!

как только Лена осталась в одних туфлях, Андрей вошел в нее прямо посреди комнаты, не чувствуя, как скользят по его бедрам на пол брюки…

Как она сумела раздеться, оставив туфли?
Несмотря на бурную личную жизнь, у Андрея есть большая ЛЮБООООВЬ - стюардесса Лена, которую он как бы случайно встречает в Йемене. Один раз "случайно" встретил, потом второй и еще третий - тоже совершенно непредсказуемо. На второй раз он спасает ей жизнь, а в третий она ему уже отдается и прилетает еще и еще.
Отдаются женщины в физическом плане в романах Константинова по полной программе, обязательно шумно, суматошно, с криками и как минимум на всю ночь. То есть, такого, чтобы близость произошла не очень удачно, автор не допускает - здесь все должно быть идеально, иначе это какая-то неправильная женщина. Поэтому у Лены и Андрея все на высшем уровне. Потому что автор так захотел.
Самое главное - это, конечно, детективная линия.
Она выстроена довольно неплохо. Здесь затронуты и политические интриги, и любовные треугольники, и лихие комбинации с незаконной торговлей всяких разных вещей.
Андрей вляпался во все это как раз в разгар горячих событий в Йемене, когда тамошний президент решил отойти от социалистического курса и сделать из страны теократическую мусульманскую диктатуру. А лидер оппозиции Абдель Фаттах Исмаил этому воспротивился и чуть было не сдох. Его укрыли в советском посольстве и ждали военной помощи, поскольку это посольство осадили дикие чурки.
Андрея послали с заданием проникнуть в посольство и передать, что помощь близка, чтобы Фаттах никуда не высовывался. Однако уже там были свои предатели, и Андрей задание просирает из-за собственной доверчивости, несмотря на то, что ему было оказано беспрецедентное доверие со стороны местных, и даже было сообщено, кто же предатель. В итоге Фаттах решает прорваться и погибает, а советская сторона лишается союзника.
На самом деле ничего такого не было, и Фаттаха никто в советском посольстве не прятал. Но автору нужен был "жареный" сюжет с предателями, и он решил притянуть за уши то, чего не было.
А потом Андрей переводится в Ливию. Что странно, поскольку он вроде бы мучился от нахождения в Йемене, тяжко страдал от отсутствия развлечений, чужих людей, мусульманских запретов, а потом взял да и рванул в другую такую же страну, и на гораздо более долгий срок.
Там он встречается со своей стюардессой Леной, что поднимает ему настроение, а еще расследует самоубийство своего приятели Ильи, в версию о котором он совершенно не верит. Причем стюардесса поощряет его частное расследование, несмотря на то, что это жутко опасно, и даже готова ему помогать. Никогда не видел женщин, которые без слез и истерик готовы отправить любимого мужчину на опасное задание, но в мире Андрея Константинова они ведут себя так, как ему самому нравится. Вполне возможно, что его жена не позволяла ему даже в деревенский сортир в одиночку сходить, опасаясь, что с ним что-то случится, и он придумал себе идеальную женщину, с которой и в постели хорошо, и которая не будет мешать делать то, что он любит.
Расследование Андрея (не без помощи роялей в кустах) выводит его на верный след. А окончательно получить результат ему помогает излюбленный трюк самого автора:
- узнать, что кто-то занимается сексом с тем, с кем не положено;
- поставить скрытую камеру и записать процесс;
- шантажировать и получать информацию.
Почему я к этому придрался? Да потому что в предыдущей книге было то же самое. Главный герой подложил камеру в кабинет к прокурору и подговорил его секретаршу записать процесс.
Надо отдать должное автору - он сам в тексте это отмечает, но все-таки... это что, кризис идей?
Андрей Обнорский берет в плен исполнителя убийства и узнает, что там очень серьезные ребята, они вынудили его друга покончить жизнь самоубийством, пригрозив, что в случае чего будут проблемы у его жены. И тот безропотно сам себя отравил... ну типа, чтоб жены спасти... М-да, звучит неубедительно, но зато до хера как благородно.
Потом в последний момент нагрянули невидимые союзники Андрея - сотрудники некой неведомой конторы.

Ты полагаешь, что в нашей стране других спецслужб, кроме Комитета и ГРУ, нет? Все очень сложно, Андрюша. Все действительно очень сложно, гораздо сложнее, чем ты думаешь.

Ну, лично я полагаю, что да, других спецслужб нет. Я бы так и ответил на месте Андрея. Иначе что это? Щ.И.Т.?
Выясняется, что и стюардесса Лена тоже сотрудница этого сверхсекретного подразделения. Что-то вроде Черной Вдовы из "Мстителей".
И это очень обижает Андрея. Она и ее начальник уговаривают Андрея присоединиться к ним, защищать интересы государства, ведь он показал себя неплохим детективом (мастером прятать скрытые камеры в чужих постелях). Но он гордо отказывается и называет Лену "дешевой сукой", хотя та явно была влюблена в ГГ и совершенно серьезно. Однако Андрей внезапно оказывается чистоплюем и заявляет, что это нехорошо - скрывать от него, что она какой-то там агент. Он впадает в истерику и обвиняет ее, что все люди для них пешки.
Через невнятный пафосный монолог Обнорский начинает доказывать, что он свободный человек, ко-ко-ко, что у него есть гордость.
Увы, неубедительно, потому что Андрей всю книгу бухал, обманывал, изменял женам (успел двух сменить), изменял своей стюардессе (в интересах расследования). И когда Лена обратила внимание на его аморальное поведение, он нашел отмазку:

не нравилось мне то, чем пришлось заниматься. Хотя я и поступал так, как поступал, но через нормальных людей, как это ваша контора делает, не перешагивал. Я хотел правду узнать, чтобы Илью перестали считать самоубийцей… А для вас и я, и Илья, и его полусвихнувшаяся Ирина — просто пешки, мусор по сравнению с «государственными интересами», которых, кстати, никто толком сформулировать не может…

Вот странно, его друга убили совсем другие люди, а виновато, оказывается, государство! И что значит "не перешагивал через нормальных людей"? А кто перешагивал-то?
По-моему, сам факт, что с ним закрутила роман прекрасная во всех отношениях и умная женщина, которая к тому же работает в особой конторе, должен ему нереально льстить. Но вместо этого Андрей ведет себя, как взбесившееся тупое животное, и отвергает ее.
Я, честно, ничего не понял. Моральные принципы, которые автор попытался через своего главного героя навязать читателю, у меня отклика не нашли.
Заканчивается все тем, что спустя несколько лет главный герой произносит у могилы своего друга пафосную речь, где рассказывает, что стал журналистом и бросил пить.

Я ведь до сих пор понять не могу, почему сектрисовская контора меня в покое оставила, — они так и не проявились ни разу, я сначала каждый день ждал, а потом понял, что надо жить дальше…

Вот откуда эта паранойя, что злое рюсское КаГеБе обязательно только и ждет, чтобы всех расстрелять или посадить? Просто как-то странно... Мы вроде должны проникнуться отвращением к бесчеловечной системе, но она ничего бесчеловечного не делает...
А потом говорит о своих отношениях с водярой.

А еще… стоит мне пару страниц написать — все, без стакана в этот вечер уже не заснешь, можно и не ложиться… Кстати, с пьянкой я всерьез завязать решил, вот с тобой сейчас выпью — и все, пора уже…

Сейчас вот только чуть-чуть выпью, и еще, а потом перед сном - а дальше все, брошу, мамой клянусь!
Что тут скажешь? В такое количество чернухи, алкоголизма и разврата среди советских служащих мне не верится. Думается мне, что автор наплодил этих баек, чтобы книгу раскупало быдло. Ведь быдло любит такие истории...

Комментарии


Ну что тут скажешь? Диванным критикам виднее, как было в Йемене и Ливии, нежели Военному переводчику Константинову... Убогие видят то, что хотят , прикрываясь псевдопатриотизмом...


А почему я должен верить военному переводчику, лишь потому, что он там вроде как побывал? Здравый смысл - он везде здравый.
У Константинова в каждой книге один и тот же сюжет - бухой служивый (ментяра или военный) влипает в криминальную историю из-за роковой женщины. Даже если бы он писал про будни средней школы, там бы все равно были описания жутких попоек и оргий, вместе с убийствами, насилием и криминальными аферами.
Даже в высоко оцениваемой мною книге про Адвоката все это было - весь этот быдло-набор. Автор просто кайфует от этого, от жизни такой. Это романтика блатная, криминальная, которой у него в жизни, возможно, было недостаточно. Все это довольно очевидные вещи.


Так то водяра в "Журналисте" не только двигатель сюжета - она ещё и средство, которое помогает Обнорскому выжить после многоходовочки Конторы... Остальных устранили, а Андрюха ушёл в беспробудный запой... И это его и спасло... Иначе разделил бы он участь Зятя и Куки...)