Больше рецензий

14 августа 2019 г. 01:14

1K

3

ㅤВластителям для славы титул дан
ㅤИ внешний блеск - за внутреннюю тяжесть;
ㅤИ целым миром горестных забот
ㅤОни за призрак славы часто платят.
ㅤМеж титулами их и нищетой
ㅤОдна лишь разница - почет пустой.

Впечатления примерно те же, что после прочтения "Моцарта и Сальери". Эдакая двойственность. Из-под пера Пушкина вышли довольно интересные размышления на тему таланта и истинного искусства в форме пьесы. В её центре - две исторические личности. Пьеса-то, безусловно, хороша, но Александр Сергеевич оказал Сальери очень нехорошую услугу, сделав его злодейской посредственностью, не выдерживающей пребывание в тени яркого таланта. Художественное произведение обладает великим влиянием на читателя, и так или иначе Сальери в качестве отравителя закрепился в сознании многих людей. Не каждый после прочтения станет копаться в информации, искать и отвечать себе на вопрос: "достоверно описанное или нет?", доверяясь книжным образам.

картинка EruHeasi

С Шекспиром и его "Ричардом III" дело обстоит совсем иначе, и претензий к историчности у меня нет. Он опирался на вполне конкретные хроники и на небезызвестного Томаса Мора, удовлетворяя летописцев тюдоровских времён. Но от лёгкого ощущения несправедливости на протяжении всей пьесы мне так и не удалось избавиться. Один рецензент раннее писал, что диванные историки могут захлопнуть варежку, а правда всё это или нет - никто из нас сказать не может, и на первом месте должна стоять художественная ценность произведения. В чём-то он, конечно, прав, и все же в центре описанных событий именно исторические личности, а Шекспир - великий драматург, чьё виденье имеет значительный вес. Так что его Ричард III кочует из века в век и продолжает будоражить людей своей убийственностью, во всех смыслах этого страшного словечка.

Буду честной, мне чисто по-человечески жаль Глостера, не посидевшего на троне и трёх лет, на которого умудрились свалить все мыслимые и немыслимые убийства при отсутствии явных доказательств. И это негодование - мой главный камень преткновения в получении наслаждения от "Ричарда III". Но есть и другие.

Так прикрываю гнусность я свою
ㅤОбрывками старинных изречений,
ㅤНатасканными из священных книг.

Главный герой, он же Ричард III, мне не понравился. Шекспир возвышает его над остальной серой массой, король у него личность харизматичная. Но в то же время Ричард - квинтэссенция зла. Он и обольститель, и предатель, и интриган, и братоубийца, и детоубийца, и просто безобразный урод, в чьей голове не найдётся места ни одной доброй мыслишке. Даже ребенком Ричард был необычным: всё вокруг намекало на его "тёмную" начинку. Мне трудно переживать за отрицательных героев, которые рождены быть отрицательными и играть свои гнусные роли. Если в одном Ричарде Шекспир стремился заключить всё, сопутствующее войне Роз, вроде тех же предательств, то у него, безусловно, получилось. Но сам персонаж, его финальные метания и непоколебимость меня не покорили.

Симпатии не вызвала и расстановка акцентов, тут уж ничего не поделаешь. На одной чаше весов Ричард III, злостное порождение переворотов XV века, на другой - Генрих VII, прекрасный освободитель. Сцена с приходящими к Ричарду духами убитых вызвала бы больше эмоций, если бы не параллельное посещение ими Генриха VII и сопутствующие подбадривания. По сути, нас уверяют, что захват трона Генрихом VII и пролитая в процессе кровь были необходимы, ибо Ричард - злодей, а Тюдор - герой, призванный побеждать злодеев и искоренять злодейство.

Признаю гений Шекспира, но понимаю - не моё. Может, я смогу проникнуться описанными им психологическими портретами когда-нибудь в будущем. Например, когда увижу постановку этой пьесы на сцене, где она и должна оживать посредством игры актёров.

картинка EruHeasi

Из понравившегося:

Бывает зверь свиреп, но и ему знакома жалость.
Нет жалости во мне, а, значит, я - не зверь.

О милость быстротечная людей!
Стремимся мы сильнее к ней, чем к божьей.
Кто понадеялся на важу ласку,
Живёт, как пьяный мореход на мачте;
От каждого движенья может он
Упасть в глубины роковые волн.



Пособие для чайников по унижению и проклинанию (действенному) недругов от королевы Маргариты:

Забыв тебя? Нет, пес, ты стой и слушай.
Когда у бога про запас есть язвы
И хуже тех, что на тебя зову я,
Пусть их хранит, пока грехи твои
Созреют, и тогда лишь поразит
Тебя, что в бедном мире мир разрушил!
Пусть совесть душу изгрызет твою!
Всю жизнь друзей своих считай врагами,
Врагов друзьями лучшими считай!
Пусть сон коснется грешных глаз твоих
Лишь для того, чтоб в тяжких сновиденьях
Рой гнусных дьяволов тебя пугал!
Горбун ты, недоношенный свиньей!
Ты, заклейменный в час, когда родился,
Как раб природы, как отродье ада!
Ты, чрева материнского позор!
Ты, семя мерзкое отцовских чресл!
Бесчестное отребье.