Больше рецензий
12 августа 2019 г. 21:37
4K
4.5 Людям не нужен резон, чтобы сделать то, чего они хотят, им нужно оправдание
РецензияПервые страницы я листал с разочарованием и удивлением. Внутренний голос царапал, что мне не осилить такие контрасты. Всё это было странно, ведь я читал у Кронина “Цитадель”, которая на двадцать четыре года моложе “Древа” и, как минимум, надеялся на такую же авторскую непредвзятость и чистоту мысли. Все уперлось в эпизодического персонажа - жениха Мэри. Да и вся ситуация, начиная от знакомства с девицей и заканчивая конфликтом в забегаловке, отдавала тургеневскими “Водами” и Джеммой Розелли. Но если у Тургенева была правда в характерах, то у Кронина я видел какую-то бесконтрольную ярость на общество снобов. Возможно поэтому, или по иной другой причине, но поведение жениха в романе показалось мне фальшивкой. Он вышел слишком жалким и деревянным.
В общем, если вычеркнуть два этих минуса, а именно: легкое чувство вторичности и примитивный образ жениха Мэри (эпизодическая роль и не особо важная), то прорисовывается приятный роман, который отдает воспоминанием об Улиссе и библейской сказке. Книгу я хочу поделить на три составляющих. И что самое забавное, все три части получили свою личную ассоциацию. Первая, как вы уже успели догадаться, - "Вешние воды". Вторая – "Идиот" Достоевского. И третья, как это не смешно прозвенит, - "Авиатор" Водолазкина. А теперь возьмем кривой ножик и разрежем торт на три больших куска.
Первый кусок падает на тарелку к Мэри. Здесь читать было особо скучно. Когда начинаешь рассказывать про таких персонажей, приходит чувство неловкости и тоски. Мэри простовата, мила и невинна. До появления Дэвида Мори, она наверняка даже не выходила за пределы своей локации. Так и продавала булки на станции, да помогала отцу – пекарю.
- Меня зовут Мори - Дэвид Мори.
- А я Мэри Дуглас.
Здесь хочу выделить инициалы: Д.М. и М.Д.
Выглядит прозаично. Словно переплетение судеб, а-ля Андреевский крест. Я уверен, что Кронин ставит акцент специально, он подчеркивает эту деталь-совпадение. Когда встречаешь в тексте упоминания про Шотландию, поневоле улыбаешься еще больше.
Собственно, так и завинчивается история двух молодых людей. Ну ведь бывает подобное. Влюбляешься в невинный взгляд, в тёмно-карие глаза девушки и чувствуешь в себе литры тестостерона. Замечаешь, как она краснеет, когда перекидывает ногу на мотоцикле. Для нее все непривычно. На повороте её руки обхватывают тебя смелее. Она начинает доверять твоему выбору и постепенно привыкает к новизне пейзажа. Это смахивает на росток молодого цветка, который отдаётся старику с лейкой. Садовник дарит надежду, обещание и роза расцветает вопреки тучам и сорнякам.
Когда я вижу такую девицу на страницах, то мне становится чертовски уныло. Тоска и скука на табуретке. Я уже знаю, что писатель её толкнет или утопит… Нюансы жизненной литературы, так сказать. Потому, когда Мори запрыгнул на палубу корабля, я уже был в ожидании другой женщины. Я загадывал – а какая она будет? Какие у неё глаза, кисти рук и повадки… Это любопытное чувство, кстати. Читая книгу, у меня такого еще не было. В итоге. Эта девица стала глотком свежего воздуха в романе. Настоящая Цирцея. Да и признаться, Дэвид Мори меня разозлил своей положительностью (тогда я ему еще не простил контраста со снобом), поэтому хотелось, чтобы его приложили о дверной косяк. А сделать это могла только дама в образе Цирцеи.
А дальше…
На палубу поднимается Дорри. Грациозность крадётся по балкам. Я хочу запомнить персонажа, так как в её образе слились две личные ассоциации – дерзость Цирцеи и сумасшествие непредсказуемой Настасьи Филипповны. Ключевое – серые глаза. Она беспечна, жестока и не читаема. Дорри не искала аплодисментов, скорее напротив, её привлекали завистливые взгляды толпы. Она отчетливо подчеркивала отстраненность от людей. Это связано с избалованностью и вседозволенностью девушки. Являясь выходцем из состоятельной семьи, Дорри могла позволить себе многое. Здесь она бы сделала поправку и нацарапала "всё", зачеркнув "многое". Обладая неплохой интуицией и страстью, как все женщины, привыкшие к мужчинам, она влюбляется в Дэвида Мори. Девушка делает это игриво – на грани фола. Дорри не боится поломать столбы морали. Она первая идет на любовное признание… Самый забавный эпизод с ней – укус пальца. Кронин чудно нарисовал изменение этой девицы. Буквально на тридцати страницах. Влюбленность так её меняет, что метаморфозу видят родители и (парадоксально!) сам читатель. Будете листать роман – обратите внимание на её откровенный взгляд.
И не забывайте о том совете, что я вам дал. Когда вам выпадет шанс, не упускайте его.
Книга нашла во мне неслабый отклик, подарила размышления и ярких персонажей. Роман цепляет внутренним конфликтом и необходимостью сделать выбор. К слову, дочитывал я его поздней ночью. Меня привлекала "ломка" Дэвида Мори - поиск оправданий и самоутешения. В минутах, когда гг. подходил к стене, казалось, что в его тени проступают бессилие и надлом. Чувствуешь паническое поведение и тупик идей.
Так может быть правда, человек без будущего тянется к прошлому...
Отметки:
1. Священник рассказывает о племени абату. Он говорит о миске с кровью и молоком, которую должен выпить путник. Лучшие контрасты не придумать. И мне видится, что Кронин смешивает краски. Его кисть отныне не обращается к полярности.
2. Возвращения Одиссея было спустя 20 лет, Дэвид Мори спустя 30.
3. При чтении обратите внимание на картину, которую покупает Дэвид.
4. Поцелуй с Дорри запускает цепь событий - падение бусин. Забавно, что как только появляется сомнение в решении, с табуретки падает сам Мори.
5. Идеальная строчка/отсылка, вбирающая в себя Улисса и спиральное изменение – в делах людей прилив есть и отлив.
6. Рассказ "о противостоянии священника и заклинателя" добавляет юмора и забавы.
Комментарии
Блин... Я знала, что ты обратишь внимание на Дорри. Ну... Скучно. Ну, пусто же... Там же только протест, как у маленькой девочки, которая хочет кашу, но не ест только потому, что ею кормят.
Знаешь, кстати, что автор рисовал ситуацию Мори и Дорри с себя и жены?
Она просто забавна в своей заурядности.
Дерзкая. Почти дикая. Эпизод с пальцем сюда.
Т.е. контраст — дикость и аристократичность. К контрастности еще можно отнести перепады настроения. Она как "фонарь", который постоянно меняет цвета. Плюс флер неуправляемости и сумасшествия. Даже если бы она пережила базаровский бунт, сохранила бы в себе шарм утонченной дерзости.
Про мужа и жену не знал... гуглила? Не видел таких отсылок в книге...
А какая из женщин тебе более симпатична? Только не говори, что здесь нет такой))
Недолго я бы под таким фонарем смогла стоять) И там, не просто флер неуправляемости и сумасшествия. Она, на мой взгляд, откровенно ненормальная. Еще и поощряемая в этом своими родителями. Надо же было так испортить ребенка)
Да, я вообще много рыла на тему романа, но информации - кот наплакал. Пыталась найти работы Вайсман Н.И., но ничего... Вот тебе про автобиографичность творчества Кронина http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2014_11-1_10.pdf
Вот не знаю... Мэри - слишком проста, ее дочь чуть более интересна, но ее фанатичность отпугнула. Фрида - она неплоха в своей роли, но я предпочитаю от подобных женщин держаться подальше - если что, перешагнут и дальше пойдут. Про Дорри я уже сказала) Помнишь жену шотландского священника? Она вроде разумной казалась до того момента, пока не выразила мысль о том, что Мори послан Кэти богом и бла-бла-бла. Так что, нет тут симпатичных мне женщин)
Чуть не забыла спросить... Где ты "Улисс" увидел?)
Так стоять и не надо, надо танцевать!
Она и захандрила потом от спокойствия. Ну бывают такие люди. В общем, все, как обычно, соблазнительная шизофреничка вытащила середину романа))
Хотел было уже иронизировать... ну да ладно)) не буду.
т.е. тебе нужен (может понравиться) только положительный персонаж?
Было прямое упоминание Одиссея. Да и в целом — корабль, путешествие, соблазн, вода...
Хотя, как это не странно, Фрида на Цирцею тянет больше. Падение гг с ней существеннее. Я и в названии хотел упомянуть двух Цирцей.
Ну, вот откуда такой вывод вообще?))) Тогда мне должна была понравиться Мэри - приятная, добрая, симпатичная, даже с искрами жизни и пр. и пр. Мне вообще редко какие-то книжные героини близки, поэтому я делю их на интересных и скучных.
Упоминание "Одиссеи" было, но "Улисса" не было (Джойсовского). Так ведь?
И чем тебе эта Цирцея далась? Жестокая же мадам)
Думаю я, что ты бы не заскучала с Дорри.
Таки да
Дерзостью, утонченностью. От сюда смелый взгляд и элегантность. Что в моем воображении рисует неплохой образ девушки. В общем, ты спросила, я ответил.
Да, но быстро устала бы от нее. И вообще обычно я вожу в компаниях, так что Дорри там не место))))))
Просто у меня теперь образ Цирцеи тесно связан с рассказом Кортасара. Жуткая девушка. И потом еще эти насекомые... Бррр...
У Кортасара вообще неплохая Цирцея получилась. Правда, плохо помню, но вспоминается вдова в чёрном платье и образ насекомого...
Тогда скажу одно - перечитай.
Меня роман в свое время не особо зацепил) было просто интересно) женские персонажи вообще мне не запомнились, ГГ запомнился, но не врезался в память. Мне чего-то не хватило в этом романе
А мысли есть?) Может... тебе не хватило просто "хорошего" для тебя персонажа. Так сказать, интересного со знаком плюс.
Да я не большой поклонник положительных в узком смысле персонажей) а в книге они мне как-то и не казались супер отрицательными. ГГ, по-моему, воспринимался каким-то слабаком и трусом, потому и патологическим предателем. Короче, из всей истории мне больше всего жалко бедное дерево, которое прокляла из-за труса и предателя)
С деревом забавно, кстати. И оно, и Фрида были вначале. Они же в конце.
Но я согласен в чём-то. Чего то книги не хватает, что бы я закинул в свой топ лист. Как и с "Цитаделью".
Я этих деталей уже не помню)) давно читала
В таких вопросах можно и не соглашаться)) если книжка понравилась, это же хорошо)) мне она тоже понравилась, но не запала)
А в каких вопросах нельзя?))
Ну есть более деликатные моменты, когда целесообразнее сойтись во мнениях)) по крайней мере, публично) а есть такие, как эта))
Интересная рецензия) спасибо. Вспомнилась хорошая книга
Спасибо за спасибо)