Больше рецензий

snob

Эксперт

Сноб Лайвлиба

12 августа 2019 г. 21:37

4K

4.5 Людям не нужен резон, чтобы сделать то, чего они хотят, им нужно оправдание

Первые страницы я листал с разочарованием и удивлением. Внутренний голос царапал, что мне не осилить такие контрасты. Всё это было странно, ведь я читал у Кронина “Цитадель”, которая на двадцать четыре года моложе “Древа” и, как минимум, надеялся на такую же авторскую непредвзятость и чистоту мысли. Все уперлось в эпизодического персонажа - жениха Мэри. Да и вся ситуация, начиная от знакомства с девицей и заканчивая конфликтом в забегаловке, отдавала тургеневскими “Водами” и Джеммой Розелли. Но если у Тургенева была правда в характерах, то у Кронина я видел какую-то бесконтрольную ярость на общество снобов. Возможно поэтому, или по иной другой причине, но поведение жениха в романе показалось мне фальшивкой. Он вышел слишком жалким и деревянным.

В общем, если вычеркнуть два этих минуса, а именно: легкое чувство вторичности и примитивный образ жениха Мэри (эпизодическая роль и не особо важная), то прорисовывается приятный роман, который отдает воспоминанием об Улиссе и библейской сказке. Книгу я хочу поделить на три составляющих. И что самое забавное, все три части получили свою личную ассоциацию. Первая, как вы уже успели догадаться, - "Вешние воды". Вторая – "Идиот" Достоевского. И третья, как это не смешно прозвенит, - "Авиатор" Водолазкина. А теперь возьмем кривой ножик и разрежем торт на три больших куска.

Первый кусок падает на тарелку к Мэри. Здесь читать было особо скучно. Когда начинаешь рассказывать про таких персонажей, приходит чувство неловкости и тоски. Мэри простовата, мила и невинна. До появления Дэвида Мори, она наверняка даже не выходила за пределы своей локации. Так и продавала булки на станции, да помогала отцу – пекарю.

- Меня зовут Мори - Дэвид Мори.
- А я Мэри Дуглас.

Здесь хочу выделить инициалы: Д.М. и М.Д.
Выглядит прозаично. Словно переплетение судеб, а-ля Андреевский крест. Я уверен, что Кронин ставит акцент специально, он подчеркивает эту деталь-совпадение. Когда встречаешь в тексте упоминания про Шотландию, поневоле улыбаешься еще больше.
Собственно, так и завинчивается история двух молодых людей. Ну ведь бывает подобное. Влюбляешься в невинный взгляд, в тёмно-карие глаза девушки и чувствуешь в себе литры тестостерона. Замечаешь, как она краснеет, когда перекидывает ногу на мотоцикле. Для нее все непривычно. На повороте её руки обхватывают тебя смелее. Она начинает доверять твоему выбору и постепенно привыкает к новизне пейзажа. Это смахивает на росток молодого цветка, который отдаётся старику с лейкой. Садовник дарит надежду, обещание и роза расцветает вопреки тучам и сорнякам.

Когда я вижу такую девицу на страницах, то мне становится чертовски уныло. Тоска и скука на табуретке. Я уже знаю, что писатель её толкнет или утопит… Нюансы жизненной литературы, так сказать. Потому, когда Мори запрыгнул на палубу корабля, я уже был в ожидании другой женщины. Я загадывал – а какая она будет? Какие у неё глаза, кисти рук и повадки… Это любопытное чувство, кстати. Читая книгу, у меня такого еще не было. В итоге. Эта девица стала глотком свежего воздуха в романе. Настоящая Цирцея. Да и признаться, Дэвид Мори меня разозлил своей положительностью (тогда я ему еще не простил контраста со снобом), поэтому хотелось, чтобы его приложили о дверной косяк. А сделать это могла только дама в образе Цирцеи.

А дальше…
На палубу поднимается Дорри. Грациозность крадётся по балкам. Я хочу запомнить персонажа, так как в её образе слились две личные ассоциации – дерзость Цирцеи и сумасшествие непредсказуемой Настасьи Филипповны. Ключевое – серые глаза. Она беспечна, жестока и не читаема. Дорри не искала аплодисментов, скорее напротив, её привлекали завистливые взгляды толпы. Она отчетливо подчеркивала отстраненность от людей. Это связано с избалованностью и вседозволенностью девушки. Являясь выходцем из состоятельной семьи, Дорри могла позволить себе многое. Здесь она бы сделала поправку и нацарапала "всё", зачеркнув "многое". Обладая неплохой интуицией и страстью, как все женщины, привыкшие к мужчинам, она влюбляется в Дэвида Мори. Девушка делает это игриво – на грани фола. Дорри не боится поломать столбы морали. Она первая идет на любовное признание… Самый забавный эпизод с ней – укус пальца. Кронин чудно нарисовал изменение этой девицы. Буквально на тридцати страницах. Влюбленность так её меняет, что метаморфозу видят родители и (парадоксально!) сам читатель. Будете листать роман – обратите внимание на её откровенный взгляд.

И не забывайте о том совете, что я вам дал. Когда вам выпадет шанс, не упускайте его.

Книга нашла во мне неслабый отклик, подарила размышления и ярких персонажей. Роман цепляет внутренним конфликтом и необходимостью сделать выбор. К слову, дочитывал я его поздней ночью. Меня привлекала "ломка" Дэвида Мори - поиск оправданий и самоутешения. В минутах, когда гг. подходил к стене, казалось, что в его тени проступают бессилие и надлом. Чувствуешь паническое поведение и тупик идей.

Так может быть правда, человек без будущего тянется к прошлому...

Отметки:
1. Священник рассказывает о племени абату. Он говорит о миске с кровью и молоком, которую должен выпить путник. Лучшие контрасты не придумать. И мне видится, что Кронин смешивает краски. Его кисть отныне не обращается к полярности.
2. Возвращения Одиссея было спустя 20 лет, Дэвид Мори спустя 30.
3. При чтении обратите внимание на картину, которую покупает Дэвид.
4. Поцелуй с Дорри запускает цепь событий - падение бусин. Забавно, что как только появляется сомнение в решении, с табуретки падает сам Мори.
5. Идеальная строчка/отсылка, вбирающая в себя Улисса и спиральное изменение – в делах людей прилив есть и отлив.
6. Рассказ "о противостоянии священника и заклинателя" добавляет юмора и забавы.

Комментарии


Блин... Я знала, что ты обратишь внимание на Дорри. Ну... Скучно. Ну, пусто же... Там же только протест, как у маленькой девочки, которая хочет кашу, но не ест только потому, что ею кормят.
Знаешь, кстати, что автор рисовал ситуацию Мори и Дорри с себя и жены?


Она просто забавна в своей заурядности.
Дерзкая. Почти дикая. Эпизод с пальцем сюда.
Т.е. контраст — дикость и аристократичность. К контрастности еще можно отнести перепады настроения. Она как "фонарь", который постоянно меняет цвета. Плюс флер неуправляемости и сумасшествия. Даже если бы она пережила базаровский бунт, сохранила бы в себе шарм утонченной дерзости.

Про мужа и жену не знал... гуглила? Не видел таких отсылок в книге...

А какая из женщин тебе более симпатична? Только не говори, что здесь нет такой))


Она как "фонарь", который постоянно меняет цвета


Недолго я бы под таким фонарем смогла стоять) И там, не просто флер неуправляемости и сумасшествия. Она, на мой взгляд, откровенно ненормальная. Еще и поощряемая в этом своими родителями. Надо же было так испортить ребенка)

Не видел таких отсылок в книге...


Да, я вообще много рыла на тему романа, но информации - кот наплакал. Пыталась найти работы Вайсман Н.И., но ничего... Вот тебе про автобиографичность творчества Кронина http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2014_11-1_10.pdf

А какая из женщин тебе более симпатична?


Вот не знаю... Мэри - слишком проста, ее дочь чуть более интересна, но ее фанатичность отпугнула. Фрида - она неплоха в своей роли, но я предпочитаю от подобных женщин держаться подальше - если что, перешагнут и дальше пойдут. Про Дорри я уже сказала) Помнишь жену шотландского священника? Она вроде разумной казалась до того момента, пока не выразила мысль о том, что Мори послан Кэти богом и бла-бла-бла. Так что, нет тут симпатичных мне женщин)

Чуть не забыла спросить... Где ты "Улисс" увидел?)


Недолго я бы под таким фонарем смогла стоять)

Так стоять и не надо, надо танцевать!
Она и захандрила потом от спокойствия. Ну бывают такие люди. В общем, все, как обычно, соблазнительная шизофреничка вытащила середину романа))

Помнишь жену шотландского священника? Она вроде разумной казалась

Хотел было уже иронизировать... ну да ладно)) не буду.

Так что, нет тут симпатичных мне женщин)

т.е. тебе нужен (может понравиться) только положительный персонаж?

Чуть не забыла спросить... Где ты "Улисс" увидел?)

Было прямое упоминание Одиссея. Да и в целом — корабль, путешествие, соблазн, вода...
Хотя, как это не странно, Фрида на Цирцею тянет больше. Падение гг с ней существеннее. Я и в названии хотел упомянуть двух Цирцей.


т.е. тебе нужен (может понравиться) только положительный персонаж?


Ну, вот откуда такой вывод вообще?))) Тогда мне должна была понравиться Мэри - приятная, добрая, симпатичная, даже с искрами жизни и пр. и пр. Мне вообще редко какие-то книжные героини близки, поэтому я делю их на интересных и скучных.

Упоминание "Одиссеи" было, но "Улисса" не было (Джойсовского). Так ведь?

И чем тебе эта Цирцея далась? Жестокая же мадам)


Мне вообще редко какие-то книжные героини близки, поэтому я делю их на интересных и скучных.

Думаю я, что ты бы не заскучала с Дорри.

Так ведь?

Таки да

И чем тебе эта Цирцея далась? Жестокая же мадам)

Дерзостью, утонченностью. От сюда смелый взгляд и элегантность. Что в моем воображении рисует неплохой образ девушки. В общем, ты спросила, я ответил.


Думаю я, что ты бы не заскучала с Дорри.

Да, но быстро устала бы от нее. И вообще обычно я вожу в компаниях, так что Дорри там не место))))))

Просто у меня теперь образ Цирцеи тесно связан с рассказом Кортасара. Жуткая девушка. И потом еще эти насекомые... Бррр...


У Кортасара вообще неплохая Цирцея получилась. Правда, плохо помню, но вспоминается вдова в чёрном платье и образ насекомого...


Тогда скажу одно - перечитай.


Меня роман в свое время не особо зацепил) было просто интересно) женские персонажи вообще мне не запомнились, ГГ запомнился, но не врезался в память. Мне чего-то не хватило в этом романе


Мне чего-то не хватило в этом романе

А мысли есть?) Может... тебе не хватило просто "хорошего" для тебя персонажа. Так сказать, интересного со знаком плюс.


Да я не большой поклонник положительных в узком смысле персонажей) а в книге они мне как-то и не казались супер отрицательными. ГГ, по-моему, воспринимался каким-то слабаком и трусом, потому и патологическим предателем. Короче, из всей истории мне больше всего жалко бедное дерево, которое прокляла из-за труса и предателя)


С деревом забавно, кстати. И оно, и Фрида были вначале. Они же в конце.
Но я согласен в чём-то. Чего то книги не хватает, что бы я закинул в свой топ лист. Как и с "Цитаделью".


Я этих деталей уже не помню)) давно читала

В таких вопросах можно и не соглашаться)) если книжка понравилась, это же хорошо)) мне она тоже понравилась, но не запала)


А в каких вопросах нельзя?))


Ну есть более деликатные моменты, когда целесообразнее сойтись во мнениях)) по крайней мере, публично) а есть такие, как эта))


Интересная рецензия) спасибо. Вспомнилась хорошая книга


Спасибо за спасибо)