Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

7 августа 2019 г. 15:48

870

4.5

Земля будущего у Азимова находится далеко не в лучшей форме. С одной стороны вмешательство космонитов, бывших выходцев с Земли, которые достигли высокого уровня развития там, в Далеких мирах и теперь совсем не склонны выпускать своих недавних соотечественников в чистое и богатое космическое пространство. С другой стороны, развитие науки и техники привели к массовому производству роботов, а они отнюдь не добро для человека. Более того, человек относится к роботу негативно. Не потому, что боится, что робот выйдет из-под контроля, Первый Закон Роботехники такого не допустит. Причины гораздо более приземленные, экономические. Дешевая робосила вытесняет человека из простых производств, происходит деклассирование, а значит – на самое дно. Мрачное предвидение текущей экономической ситуации, только вместо роботов – дешевые мигранты с Востока.

На таком фоне расследование убийства космонита, которое совместно ведут землянин Элайдж Бейли и робот космонитов Р.Дэниел Оливо – событие из ряда вон. Хотя робот – идеальный следователь. Он внимателен, его логические связи работают как надо, вся информация извлекается из серых клеточек моментально, а усиленное стремление к справедливости не позволяет ему спихнуть дело на какого-нибудь подходящего козла отпущения. Но понять специфику человеческой психики даже самому совершенному роботу не под силу.

Довольно интересно в романе наблюдать описание тоталитарного общества, в которое превратилась перенаселенная Земля. Приятные такие страшилки, позволяющие удовлетворенно посматривать на собственную личную ванную, личный садик, личный домик, хоть и дачный, две комнаты, три. Это ведь реальная жизнь, а не фантастика. Хотя неплохо вспомнить, что и в нашем мире не так давно выдумки Азимова претворялись в жизнь. Если у Азимова класс С6 позволял герою сидеть в пригородной электричке, то в Китае времен Мао только 14 разряд позволял ездить в мягком купе, а вот 15 – уже не позволял ( Дикие лебеди). Где фантастика, а где жизнь?