Больше рецензий

6 августа 2019 г. 23:15

350

4

Очень любопытной и разноплановой оказалась для меня эта книга.
С точки зрения сюжета все достаточно предсказуемо, но это совсем не портит впечатление. На нем я даже не буду подробно останавливаться. Классический образец хорошей советской детской прозы 1950-х годов. Ну а стандартные недостатки вроде идеологической "начинки" не так уж сильно заметны.
Гораздо больше меня заинтересовало другое. В процессе чтения не один раз я обращала внимание на то, насколько за прошедшее время изменилось отношение к разным вещам. При этом книги более ранних времен не так цепляют, как вот эти советские. Наверное потому, что это уже достаточно "привычное" время, а не далекая история, хотя прошло уже почти 70 лет.
Первое, за что я зацепилась, - это история с учебой. Там было несколько любопытных для меня моментов. Во-первых, это полное отсутствие мысли о возможности самостоятельно заняться изучением нужных предметов. Тем более, что учебники есть. Обязательно должен быть учитель. Дальше находится кандидат на роль учителя, но тут возникает следующая проблема:

— Да поймите вы наконец, что одному человеку невозможно с этим справиться! Ну, предположим, я пройду с вами курс пятого класса по русскому языку… я сама очень люблю этот предмет… Ну, скажем, я еще могу взять на себя историю, но ведь я же не специалист. Ведь есть и другие предметы. Арифметика, например, мне очень трудна.

Две очень характерные фразы "но ведь я же не специалист" и "Арифметика, например, мне очень трудна". Пожалуй, частично это можно списать на то, что достаточное базовое образование было не у всех взрослых. И надо сказать, что Екатерина Алексеевна пытается разобраться с тем, что на нее свалилось. Но вот это убеждение, что все это очень трудно, мне, существующей в моем нынешнем времени и окружении, удивительно. И еще я до сих пор не понимаю, почему биология и география у ребят была каждый день, наравне с арифметикой и русским языком...
Следующая фраза, привлекшая мое внимание, была такой:

— Но ведь мы и правда многое не успеваем, мамочка…
— Вот-вот! Повтори еще и ты! Не успеваем, не можем, робеем, боимся — ведь этот набор жалких слов показывает, что вы не умеете правильно распределить свое время. Мне это просто слышать неприятно…

Все в ней замечательно, на мой взгляд. Сообщить одиннадцатилетним детям, которые выбиваются из сил, чтобы разобраться с той кучей дел, которая на них навалилась, что они не умеют распределять время, дать негативную оценку этому и считать, что дело сделано. Интересно, откуда ребята должны этому научиться? Хорошо, что у них хватило ума проанализировать, за счет чего они успевали все раньше, и сообразить, что надо сделать. Но это большое везение, я считаю.
И, наконец, самая дивная фраза. Несмотря на то, что по сути она вроде бы проходная, но я, с моим нынешним восприятием действительности, сразу же ее отметила:

Будь хорошей девочкой, не волнуй маму, не затрудняй собой жизнь взрослых.

Тут даже комментировать нет особого смысла. Это говорит любящий отец своей дочери.
Но все перечисленное выше ни в коем случае не умаляет для меня достоинства книги и полученное удовольствие от чтения. Скорее только добавляет и дает возможность лишний раз осознать определенные вещи в собственной жизни. Ну и является поводом к своеобразному "этнографическому" мини-исследованию.

Крестики-нолики. Тур 5. 3*3 усложненная. Персонаж Онегин. Поле 1 - ?
Наперегонки со временем. Генеральная уборка Тардис. Пятый заход. Избавление от паутины и непрошенных гостей (пауки, летучие мыши и т.д.)

Комментарии


Сама Осеева же очень не любила ВТ.
А мне третья часть всегда больше других нравилась %) кстати, ты заметила, что в третьей части ребята стали больше по именам? А в первой они, по-моему, все только по фамилиям названы, и к друг другу обращаются.


Да, как-то они живее стали. Вообще вся часть очень симпатичная. К детям там претензий нет совсем :-) А вот взрослые любопытные местами.