Больше рецензий

6 августа 2019 г. 12:10

939

3

Для человеколюбия, доверия и порядочности нужна точка приложения. Когда они подвешены в воздухе, то не производят и части того эффекта, на который способны. В этом я похожа на Сен-Дени и миссионеров из романа Ромена Гари. Я понимаю абстракцию Мореля и не принимаю ее, потому что не вижу под ней основания. Зачем так долго ходить вокруг да около, и расставлять так много «но»? Чтобы не обидеть конкретного человека, и обвинить во всем некую безличную цивилизацию? Я вижу в этом только недостаток смелости. На мой взгляд все просто. Люди в большинстве своем невежественные и праздные. Поэтому они заменяются качество на количество (больше слонов, больше денег, больше рабов), или подменяют понятия (я маленький и глупый, не могу изобрести или сделать что-нибудь действительно прекрасное, обогатить этот мир, поэтому убью что-нибудь больше себя и в огромном объеме). Люди, умные и занятые делом, обычно обладают всеми перечисленными качествами и проявляют их (посмотрите на Сен-Дени и Пер Квиста). Подобные размышления проскальзывают в романе, когда автор говорит об Орсини и охотнице Шаллю. Но они тонут за сентиментальной лирикой. Автор выдвигает политику, чтобы отмести ее, религию, чтобы сказать, что ее постулаты слабее гуманизма. Главная социальная проблема Африки оказывается в том, что местные племена не понимают необходимость защищать слонов. Да, я помню, что слоны абстракция… Но какие предложения? У меня есть одно, только люди уже полвека не могут в нем продвинуться. Я читала у Гари «Обещание на рассвете» и видела эту игру эмоций, превосходящую анализ. Она была уместна в автобиографическом романе. Как оказалась, это и есть голос автора. У меня тоже иногда щемит сердце, но я не хочу растворяться в этом чувстве, оно не конструктивно. Нужно отвечать на вопрос «Что делать?». Поэтому я и Гари поговорили каждый о своем, хоть это и было увлекательно.