Больше рецензий

5 августа 2019 г. 20:33

421

2 Чем круче формы, тем меньше претензий к содержанию. (с)

картинка Caramelia
Каждый раз, когда я начинаю неизвестную мне книгу, у меня всегда есть определенные надежды (особенно, если я читаю намеренно или читаю что-то в определенном жанре), и я всегда надеюсь, что найду то, что мне действительно понравится. Однако получилось так, что я нашла неплохую задумку (не гениальную, конечно, но такую, с которой действительно можно поработать, чтобы из неё сделать изюминку) в данной книге, однако форма текста, стиль — всё это значительно портит впечатление от прочитанного. Можно было бы закрыть глаза на опечатки или какие-то недочеты, но стиль автора — это невозможно, потому что по стилю, по форме текста можно оценивать всё. Как у меня написано в заголовке рецензии — чем круче формы, тем меньше претензий к содержанию (в данном случае это могло бы реально сработать). Если одна крайность — делать слишком сложные или длинные предложения, от чего смысл теряется, читатель забывает о том, что читал в начале, а потом ещё сложнее все связать. А есть другая крайность — когда слишком пустая и скучная форма текста, наподобие «проснулся, встал, умылся и пошёл на работу». Это намного проще читать, но в то же время портит впечатление и нет никакого совершенно впечатления, чтобы описать способности автора. Как оценивать? Только задумку? Тогда писателями могут встать все, у кого есть интересные идеи.

Сюжет, задумка и персонажи:

Главной героиней является девочка-школьница по имени Герда, которая всего-навсего лишь захотела внимания парня, который ей понравился и который не отвечает взаимностью. Перед ней появляется удивительный шанс изменить такой расклад дел, и результатом станет —долгожданное внимание со стороны того самого парня. Но у всего есть своя цена, как вы знаете. И Герда узнает цену за такое небольшое желание. Начиная с этого момента — с момента загадывания желания, — перед читателем раскроется история о девочке, которая не устояла перед соблазном, утянув за собой и близких, и друзей.

Помимо основной темы — манипуляции с тенями, которые стали стержнем всего главного сюжета — есть и второстепенные, которые тесно тесно переплетены и взаимосвязаны с основной. На самом деле, если кратко сказать об этих линиях, то они не настолько интересны, содержательны, чем основная. В этой книге привлекает именно задумка, но развитие сюжета, второстепенные идеи — не всегда были удачны.

Во-первых, это взаимоотношения с друзьями и события, связанные с ними, — Аней, Мишей. На примере этих людей, можно проследить за развитием персонажа Герды. Это развитие действительно есть, в зависимости от перехода от одной стадии сюжета (например, первое желание) к другому (сердца). Казалось бы, как мы бы повели себя на ее месте, если кое-чего лишились? Сложно сказать, но можно совершенно точно отметить, что жизнь была бы непростой для всех. С самого начала наблюдается развитие дружеских отношений с Мишей, который становится ее опорой и поддержкой в любой ситуации. Он оказывался и в сложных ситуациях, когда дружба находилась на грани, и в интересных ситуациях (например, «сгорел в солярии»). Именно он тот самый герой, который окажется своеобразной совестью Герды. Если говорить об Ане, то достаточно сложно о ней говорить или что-то анализировать, так как, на мой взгляд, сложилась весьма противоречивая личность. Если в случае с Гердой это можно было бы как-то оправдать (по ходу сюжету станет понятно, почему так), а вот с Аней — получилось сумбурно, странно и неинтересно. Почему так? Было ощущение, будто этот персонаж нужен был лишь для начала всего сюжета и некоторых, скажем, «триггеров» уже только для Герды. В начале ее роль была ощутимее, чем потом. Видимо, нужен был образ такой «противоположной» личности, которая будет «противостоять» главной героине. Однако личность так и не была раскрыта в той мере, какой могла бы быть, если бы ей уделили должное внимание.

Во-вторых, Альцина и ее линия. Если быть честной, именно эта дама вызывала большее сочувствие, чем та же Аня, хотя нельзя сказать, что Альцина — «добрый» персонаж, за которого стоит переживать. У неё своя история, которая значительно влияет на основную линию повествования. Если бы без Ани, груби говоря, можно было бы обойтись, то без Альцины — никак. Были ли у неё правильные мотивы? Точно ответить не могу, но мне кажется, что каждый решит здесь по-своему. Сама героиня радует, но не хватает «красочности» ее описания (но об этом чуть позже).

Говоря об основной задумке, то она мне понравилась, было действительно интересно наблюдать за тем, что получается из каждого поступка героини. Великая сила — великая ответственность. Думать только о материальном — может быть вредно как для себя, так и для других (например, близких людей). Тема с тенями, Лимбо — хорошо раскрыта. Возможности, которые дают тени, удивительны. О таком только можно мечтать. Получив что-то желаемое, мы можем прекратить думать, остановиться и забыть. Поняв свои силы, осознав, что в твоих руках, можно навредить многим, в том числе и себе. Но все, к сожалению, описано не настолько, чтобы было бы желание перечитать книгу, заинтересоваться чем-то ещё. Концовка — примерно что-то такое я себе и представляла, и мне это в целом понравилось. Неплохая, ожидаемая. Вот вроде и не сказано точно, что произошло, но не составит труда, чтобы догадаться. Око за око, как говорит сама героиня.

Не вижу смысла описывать отдельно взятые поступки и действия героев (там есть весьма занимательные моменты, которые могут заставить немного посмеяться, задуматься, сопереживать), так как это и спойлеры, и их слишком много.

Основной минус я вижу именно в отсутствии какой-либо формы содержания. Нет ни стиля, ни слога. Ничего. Как оценивать труд писателя, если ты не знаешь, на что способен автор? Если оценивать вот такой текст, то у меня весьма печальные оценки для этого труда. Задумка и сюжет — это ещё не повод думать, что может сложиться что-то удачное. Наверняка, у многих есть интересные идеи, которые хотелось бы раскрыть другому человеку, сделать какой-то крутой рассказ — это можно, никто не запрещает. Но чтобы привлечь к себе читателей, больше читателей, надо не просто поразить сюжетом и идей, надо уметь восхитить и текстом. Как я уже говорила, есть две крайности — избыточность и недостаточность. Вот здесь как раз недостаточность формы. Нет никакой красочности, глубины происходящего. Просто как сопереживать персонажам, если нет ничего такого серьёзного, глубокого? Есть просто как будто перечисление событий, и поэтому слишком просто читать. Но стиля нет никакого, нет и слога. Что оценивать, скажите меня, пожалуйста? Сухой, пустой текст, без всего вообще. Персонажи страдают тем же — в голове нет их образов, сложно их представить. Из-за этого они кажутся пустыми, к ним не проявляешь каких-то сильных чувств. Для меня это очень важно, когда узнаю лучше персонажей в книгах. Были, конечно, случаи в книге, когда какие-то эмоции появлялись, но это скорее спасибо именно событиям, а не стараниям автора описать ситуацию (описаний, естественно, даже не было).

Выводы:

Для меня сложно оценивать книгу только по задумке и сюжету. Для меня так же важна форма текста, стиль автора — именно они показывают умения автора заставить читателя вникнуть в сюжет, заставить полюбить, проникнуться идеей, однако в данном случае подобного не случилось. Я и ни влюбилась, и ни прониклась. Да, есть неплохая задумка (задумка с тенями меня всегда радовала), чем-то (отдаленно) напомнило мне «Зильбер. Первый дневник сновидений» Керстин Гир . Бывали интересные моменты, даже чуть смешные. Но в остальном — не было такого сочувствия, сопереживания, любых других сильных эмоций. Персонажи — и хорошие, и плохие — должны вызывать какой-то отклик у читателя. Ненависть, сострадание, любовь, симпатия и так далее. Такого тут нет. Темы, проблемы, который действительно появляются в книге, не заставляют задуматься, поразмыслить после. Нет какие-то цепляющих идей, которые хотелось бы обсудить. Все настолько пусто и уныло, что порой становилось скучно читать. По моему мнению, основная проблема — в тексте. Он совершенно никакой. Оценивать тут абсолютно нечего. Я и 2 звезды поставила только за задумку. Для меня это очень слабая книга.
картинка Caramelia

Комментарии


Я не смогла дочитать эту книгу как раз из-за стиля изложения. Вот честное слово, как будто сочинение школьника класса этак шестого, настолько элементарно всё, что даже сюжет не смог заинтересовать... А он там, оказывается был) Хорошо, что не все читатели такие безответственные, как я :) Отличный отзыв, спасибо)


Вот у меня постоянно было желание бросить читать. Например, читая диалоги, я часто путалась, кто и что говорит, потому что они такие однообразные, без отметок говорящего. Согласна, что похоже на сочинение школьника, и это весьма расстраивает, хотя задумка есть неплохая, есть идея, которую можно было бы круто обыграть, но автор... кажем, не преуспел :(

Спасибо!


Так как книги добавились в виш неожиданно, я сразу решила для себя не мучиться, если кактус не жуется. Дала по 10 страниц, если не заинтересовала книга, то и не читать. Вот с этой так и получилось, так что могу только посочувствовать тем, кто дочитал, хотя не понравилось.


Думаю, это правильное решение, учитывая то, какие работы все же бывают :(


Главной героиней является девочка-школьница по имени Грета

Почему-то у меня в тексте не Грета, а Герда. Разные тексты?


Блин, точно, Герда, не знаю, почему написала в итоге Грета. Спасибо, что заметили, надо исправить!