Больше рецензий

17 июля 2019 г. 18:45

380

5

Книга, безусловно, хорошая: неплохо написанная и увлекательная, умная, добрая, светлая. В ней раскрываются очень значимые темы — преступления и наказания, раскаяния и прощения… Немного удивляет материал, на котором они раскрываются. Т.е. я всецело за то, чтобы в библиотеках наших ребят сохранялись книги прекрасных отечественных писателей: Шварца, Патнелеева, Гайдара, Драгунского, Алексина, Коваля, Яковлева и многих других – пусть даже реалии, в них упоминаемые, и не близки уже нынешним детям. Конечно, это не снижает художественной ценности текста, хоть и приходится дополнять его множеством комментариев, поясняющих ушедшие слова и понятия.
Но не совсем понятно, зачем современному автору понадобилось переносить действие на 30 с лишним лет назад – судя по всему это середина 80-х годов прошлого века. И дело не только в форме с передником. Сама основная коллизия, внутренний конфликт героини построены на проблеме, далекой от современных школьников примерно так же, как и переживания Скарлетт О’Хары. Да, автор описывает ситуацию психологически достаточно тонко, можно при наличии воображения постараться постичь трагедию утраты какого-то вкладыша от жевачки, но… Все же это гораздо легче сделать людям, выросшим в условиях тотального дефицита. А нашим детям такое понять трудновато, и слава богу:)
Однако суть все же проступает сквозь эту шелуху довольно отчетливо. Да, не совсем ясно, чего так переживать из-за какой-то цветной бумажки, почему нельзя пойти в ближайший супермаркет и купить пару упаковок этой резинки – авось найдется и нужная серия. Но мы готовы принять эту условность: существует некий предмет, обладание которым важно в данном социуме. И просто так его заполучить невозможно. А приобретение его путем неправедным приводит к глубокому разочарованию, ощущению недовольства собой… Ну и к угрызениям совести – той самой, которая еще Незнайке в Солнечном городе являлась.
Это очень важно и трудно: посмотреть самой себе в глаза, понять, что ты неправ, и не впасть в отчаяние, не уйти в глухую оборону, а распутать клубок. И героиня, девочка с чистой цельной душой, сумел проявить огромное мужество и выйти из этой ситуации с честью. Ведь признаться в таком проступке — это может быть покруче, чем в горящую избу войти. На карту поставлены взаимоотношения с людьми, которые для тебя важны, ты рискуешь потерять их расположение и уважение. Это был мучительный выбор, и Тая сумела его сделать. Если ее поступок послужит примером для какой-то части читателей, предостережет их от ошибки или поможет справиться с ее последствиями, автор, вероятно, сможет считать свою миссию выполненной.
Помимо кражи и признания в ней, в повести затронуты вопросы налаживания отношений со сверстниками, переживание несправедливости, а еще — первое в жизни столкновение с невосполнимой потерей, со смертью близкого человека. Т.е., как во всей в классической детской литературе, мы видим, что «маленький» человек в жизни сталкивается с большими и серьезными проблемами, которые надо обсуждать и решать.
Я считаю, эта книга будет отличным чтением для ребят младших классов во время летних каникул, да и в любое другое...

Да, на с. 94 забавный ляп – молодая художница (как сказано в аннотации) зачем-то изобразила под окошком избы батарею центрального отопления:) Учитывая, что в тексте неоднократно упоминалась печь… Да и откуда ему там взяться, центральному отоплению, – в этом доме, в котором зимой даже не живет никто? Видимо, художница настолько молода, что ей что эти толстые ребристые батареи - все равно как печка-буржуйка. Странно, что автор ее не остановила... Но это мелочи:)

Комментарии


Насчет батареи в доме :) У нас в деревне в доме есть и батареи и печь :) Просто дом большой, а тепла от печки - на одну комнату. А батареи не центрального отопления, они отапливаются от своего котла.