Больше рецензий

30 июня 2019 г. 15:11

365

4 Ужас по ту сторону жизни… и по эту.

Сборник «Страж мертвеца»- это собрание страшных рассказов, разных по содержанию, но сходных по цели: напугать (возможно, в конце XIX в. они были способны это сделать) и показать ужасное в обыденном.
Подборка составлена так, что истории об убийцах («Бездонная могила») переходят в истории о призраках («Дорога при лунном свете»), щедро разбавленные рассказами о гражданской войне («Офицер из обидчивых», «Паркер Аддерсон, философ»). Все-таки Амброз Бирс больше известен как автор рассказов именно о войне, так как сам был её участником. «Случай на мосту через Совиный ручей» вообще считается самым известным произведением Бирса, относится к классике американской литературы и даже был экранизирован.
Но в сборнике «Страж мертвеца» рассказов об убийцах и сверхъестественном все-таки больше, чем о войне. И они кажутся смутно знакомыми. Скорее всего, это связано с тем, что Бирса часто включают в разные антологии страшных историй и в книги вроде «100 классических произведений о призраках» или «20 рассказов классической американской литературы». А возможно они так узнаваемы , потому, что сюжеты частенько используют в кино и на телевидении. Например, рассказ «Человек с двумя жизнями» немного напоминает о сериале «Вечность».
В целом, если Вы любите разные по содержанию «страшилки», подборка может понравиться.
Более всех понравившейся рассказ - «Приключение в Браунвилле» (перевод В. Бернацкой).
Не относится ни к историям о призраках, ни об убийцах, ни тем более о войне. Отличается от всех по сюжету, легкому налету таинственности и ощущению, что это какой-то набросок будущего большого романа. Для Агаты Кристи это была бы основа для великолепного детектива, а для Энн Райс – романа о вампирах.
И если во всех остальных рассказах всегда есть ясный намек на развязку, дающий ответы на все вопросы (кто убийца, что за призрак), то в данном случае-ничего.

спойлер
Сёстры мертвы, сердце героя разбито, темноволосый красавец исчез, напевая «какую-то древнюю песню, которая, когда я прислушивался, навевала внутреннее духовное представление о некой далёкой неведомой земле, населенной существами, обладающими запретными знаниями». Краткое изложение мгновения в жизни героя без начала и без конца, никак не раскрывающее главной загадки сюжета: «Кто этот темноволосый и очень красивый мужчина, в которого так влюблены сёстры Мейнард?».
свернуть

Это так и остаётся тайной. Тайной облаченной в слова, но ими не раскрытой.