Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июня 2019 г. 00:08

5K

3 Душа выпить просит...

Начну сразу с главного – хваленая замятинская антиутопия мне решительно не понравилась.

До сих пор я читал его «Островитян», «Уездное», «Бич Божий» и, хотя и не был в восторге, но и разочарованности не было, добротные такие вещи, вполне читабельные и хорошо сделанные. А тут с первых же страниц нарастающее раздражение. Неприятно поразил язык произведения – рваный, сумбурный, местами бредовый. Понимаю, автор пытался через язык показать сложные терзания пробуждающейся души главного героя, возможно, ему это даже удалось, но к сожалению, за мой счет как читателя. Продираться через эту болезненную кривизну было очень тяжело, я бы и бросил к чертям эту книжку, если бы не её наработанная харизма, как же, столько читателей ею восторгаются.

Да и провидцем Замятин оказался неважным. Все заламывания рук критиков, дескать, он предсказал тоталитарную сущность сталинского режима, яйца выеденного не стоят. Сталинский режим будет через 10 лет после написания романа, и он будет совершенно не таким, как у Замятина, он будет в чем-то жестче, но в гораздо большей степени человечнее. Но Замятин-то замахивается на «через 1000 лет», однако его тысяча лет так и остается в индустриальной эпохе.

Пошедший по его стопам Оруэлл был намного эффективнее, он не забирался так далеко, ограничившись пятьюдесятью годами, но зато сумел предсказать информационную сущность общества будущего, а Замятин этого не усмотрел.

Ну, да ладно, будем считать не это главное в его книге, а поднятая проблема обезличивания. Вот здесь, возможно, он более состоятелен, но, как показывает практика постиндустриального общества, для тотального контроля этого общества не требуются вожди и благодетели, достаточно высококвалифицированных манипуляторов общественным мнением, которые успешно действуют в направлении обезличивания общества под знаменами демократии и толерантности. Почитайте «Психологию влияния» Чалдини или «Манипуляцию сознанием» нашего Кара-Мурзы, так что тоталитаризм будущего – это скрытый тоталитаризм, это не тогда, когда что-то запрещает или навязывает Большой Брат или Благодетель, это когда члены общества сами идут как крысы на звуки дудочки и даже не сомневаются в отсутствии у себя свободы выбора. Так что философские рассуждения Д-503 о несовершенстве свободы и гармонии несвободы – есть всего лишь недостаток психологических знаний автора произведения, все должно быть наоборот, манипуляторы должны постараться подменить смысл терминов, чтобы Д-503 принимая несвободу, называл её именно свободой, вот тогда будет ближе к тому, что мы наблюдаем уже сейчас, не говоря о 1000 лет.

Корявой выглядит и идея внедрения суррогатной личной жизни и государственного контроля над ней. Любому студенту, поверхностно знакомому с психологией межличностных отношений, понятно, что это тот клапан, который ни в коем случае нельзя перекрывать, иначе рванет - никакой Благодетель не справится. Так что вся эта муть про розовые билетики только нагоняет тоску и скуку при чтении.

Я вот недавно прочитал «Вино из одуванчиков» Брэдбери, где есть рассказ «Машина счастья», в котором наивный изобретатель попытался построить машину, дающую физическое удовольствие и положительные эмоции, нечто подобное строят и граждане Единого Государства, пытающиеся создать некую эйфорию, заменяющую религиозные переживания. Но зачем это нужно, если есть более проверенный путь к счастью – операция, после которой вся последующая жизнь – сплошная эйфория.

Удивительно выглядят «местные революционеры», заросшие шерстью дети природы. Здесь Замятин выступает истинным последователем Жана-Жака Руссо с его призывом «Назад к природе!», так что роман должен быть близок группам натуралов, выступающих за все естественное.

А вот путь к возрождению души, то есть выхода из-под контроля государства, происходит с помощью приобщения к слабым наркотикам – никотину и алкоголю. Временная победа повстанцев выражается в массовом психозе торжества беспорядочных половых сношений. Интересно, из какого пальца высосал автор сущность конфликтов общества будущего.

Ну, и без косяков не обошлось. Заявляется, что у граждан Единого государства нет имен – только нумера. Однако, во время беседы с Благодетелем, тот заявляет, что имена (именно имена, а не нумера) строителей «Интеграла» войдут в историю. Но, ведь, кроме нестыковки с именами-нумерами, этим заявлением разрушается и основополагающий принцип «Мы». О каком вхождению в историю может идти речь там, где нет «Я», а есть только «МЫ».

Прочитано в рамках игры "Открытая книга"

Комментарии


Очень хорошая рецензия. Спасибо. Но все-таки надо помнить, что эта антиутопия была первой. И мне, если честно, кажется, что очень многое Замятин предвидел. Ведь тоталитаризм это всегда ложь. Поэтому само изображение общества изначально неверно, так как это искажения официальная картина.


Любая власть основывается на лжи (манипуляции), и не только государственная, но и корпоративная, внутригрупповая, и даже семейная. Там, где присутствуют интересы и их защита, присутствует и ложь. И здесь уже речь может идти о процентном соотношении лжи и правды. Я, например, не уверен, что в общественной жизни тоталитарной Северной Кореи лжи больше, чем в общественной жизни демократических США.


Это само собой. Я имела в виду, что мы видим картину глазами ГГ, но его видение искажено, поэтому все, что он говорит, - заведомая ложь


Любая власть основывается на лжи (манипуляции), и не только государственная, но и корпоративная

«Власть – это возможность превратить человека в труп или, другими словами, в вещь» (Симона Вейль). Полностью потеряв свободу, независимость и правду, человек ощущает себя вещью, частью государства или корпорации. Лишение человека свободы – это и есть обесчеловечивание.


К сожалению, когда мы говорим о свободе, на самом деле мы говорим о разных степенях несвободы.


Например, Эрих Фромм писал, что подобные антиутопии являются мощными предупреждениями и получится очень неудачно, если читатель самодовольно поймёт их как очередное описание сталинского варварства и не заметит, что это касается и западного общества тоже.


... и даже в гораздо большей степени...


Признаться, мне "Мы" тоже не понравилась. Задумка интересная, и можно уважать Замятина за то, что он был первым (вроде как), но... слишком уж топорное исполнение. Его наследник Орулл писал лучше.


Ух, разнесли в пух и прах! Спасибо, что дали побольше размышлений о данном произведении. А то я как-то за речью автора мало что узрела, такая она густая.


Браво! Я устал от дифирамбов Замятинской антиутопии, которые были простительны, понятны и оправданны в 80-ые-90-ые, но абсолютно не уместны сейчас. Это просто слабое произведение, хотя, надо признаться, минималистичность и нарочитая некрасивость языка произвела на меня впечатление, речью Замятин владеет, словом оперировать умеет на уровне качественного русского литературного языка.

Корявой выглядит и идея внедрения суррогатной личной жизни и государственного контроля над ней. Любому студенту, поверхностно знакомому с психологией межличностных отношений, понятно, что это тот клапан, который ни в коем случае нельзя перекрывать, иначе рванет - никакой Благодетель не справится. Так что вся эта муть про розовые билетики только нагоняет тоску и скуку при чтении.

Ну, не знаю. Антиутопию считаю дочерним жанром антинигилистической прозы. Нигилистическая идея о разрушении семьи, "свободной" любви и отсутствии моральных обязательств реализуется современным обществом, Россия несколько отстаёт пока... Большевики заложили программу обобществления женщин, предполагалось, что всех детей усыновит государство, для этого строились мужские и женские общежития, детские сады. В 1932 г. Сталин объявляет семью ячейкой общества, программа провалилась. И Замятин здесь не выдумывал, он излагал программу большевиков, которая реализовывалась, это наша история. Но излагал топорно. Вот есть такая книга - "Возвращение Мюнхаузена" Кржижановского (1928 г.) - достославный барон сходит со страниц книги в страну победившего октября и видит, что его выдумки и небылицы реализованы с перехлёстом в стране большевиков и ужасается, он-то думал, что его выдумки - плод развитого воображения, ан смотри - реализовали... Спасибо Вам!


И добавить по большому счету нечего, так что просто подписываюсь под каждой фразой. Вместо того, чтобы растекаться мыслью по древу перед, как правило, ярыми фанатами "Мы", теперь можно спокойно кидать ссылку на вашу рецензию :)


Разве что, язык мне как раз понравился, такая манера оказалась вполне к месту. Да и читать было легко и интересно, несмотря на его рваность и сумбурность)


Очень приятно, когда появляются новые комментарии под старыми рецензиями, спасибо :)
По поводу "Мы", как я смотрю, у нас есть и точки соприкосновения и разночтения тоже. Это нормально.
Но вот для меня Замятин-бытописатель более интересен, чем Замятин-фантаст.