Больше рецензий

Homa19

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июня 2019 г. 10:59

635

5 Чтение как награда, а не как обязаловка

Когда я увидела четверть тысячи рецензий на эту книгу и больше четырех сотен цитат... первая мысль была: и что нового я могу здесь сказать? - о книге, читанной тысячами людей и растащенной на цитаты? Но пройти мимо я тоже не могу, потому что многие мысли и идеи, высказанные Пеннаком, оказались мне очень близки.

Первая мысль - выбор книг для школьной программы. Лет сорок назад программа изучения иностранных языков в школе (как потом признавались "в узких кругах") была рассчитана на то, чтобы дети не знали ни одного из языков. "Проспрягайте глагол to be, вставьте артикли, постройте вопрос к данному предложению..." Зазубренные (без понимания) наизусть "топики", но - не дай бог! - разговорная речь.

Такое впечатление, что такая же тайная цель была и в программе литературы: чтобы дети возненавидели чтение. Как в сказке про Царя Гороха (у нас была в детстве эта пластинка): "А нам умники ни к чему, нам с дураками проще"...

Именно потому выбирались книги или тяжелые и скучные, или... явно опережающие возраст учеников. Как можно было грузить шестнадцатилетним детям "Войну и мир" - да я и тридцать лет спустя эти рассуждения о политике и войне не осилила. Зачем из всех романов Горького было выбирать эту заполитизированную ужасную "Мать", если гораздо ближе детям были бы, скажем, "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" мы к тому времени уже прочитали). А уж эта "партийная литература"... это был вообще кошмар. А время изучения одного произведения?! Помню, мы мучили "Мцыри" чуть ли не месяц! Зато сидит в голове до сих пор: "Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть..." Эти однообразные сочинения на тему "что хотел сказать автор этой фразой"... бр-р-р...

Особый разговор об украинской литературе. Многие украинские романы 19 века были яркими и солнечными. Но нет же, нам выбирали сплошной негатив про "тяжке життя" и полный мрак. Зачем? Да все затем же: чтобы отбить охоту к чтению. Я всегда писала сочинения легко и без проблем, особенно когда было ясно, чего от меня хотят. Как-то нужно было написать про Сосюру, но в сборнике его стихов не было вступительной статьи. Не беда! - такая статья есть в книжке Рыльского. И ведь все прошло на ура! "Пламенный борец", "неутомимый труженик", "певец родного края"... И чего стоят такие сочинения, где нет ни одной собственной мысли?

Об этом же говорит Пеннак: книги, изучаемые в школе, одной своей "обязаловкой" отбивают охоту их читать. А раз чтение - такое тягостное и неприятное занятие, то спихнуть экзамены - и забыть об этих книгах навсегда...

Меня поразило терпение и такт Пеннака, которые помогли ему открыть - впервые, между прочим! - радость чтения детям, которых этой радости - намеренно? - лишили. А его "десять заповедей" - это же тоже... ну да, прям Библия читателя. Одно право не дочитывать или право пропускать куски текста - это ведь действительно важные права! Я старалась дочитывать все начатые книги, пока не подумала : а зачем? Если мне это неинтересно? Были закрыты "Белые зубы" Зэди Смит и "Любимая игра" Леонарда Коэна, а проповедь Джона Гарта длиной в семьдесят страниц ("Атлант расправил плечи" Айн Рэнд) я пропустила, чтобы прочитать "потом", но так и не прочитала...

В общем, Пеннак - удивительно мудрый и тонкий педагог. Оказывается, моя дочка читала его раньше меня - и я рада, что "вечернее чтение" у них - обязательный ритуал.

Поэтому небольшую книжицу Пеннака я бы советовала всем молодым мамочкам, бабушкам, тетям... - и да прибудет настоящих читателей на нашем сайте!