Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

4 июня 2019 г. 15:51

2K

5

Для меня Остап Бендер из «Двенадцати стульев» и Остап Бендер из «Золотого теленка» - два разных человека в разных обстоятельствах.

Если в первом романе окружающая среда играет на руку Бендеру и он просто купается в возможностях времени, то спустя всего несколько лет ему постоянно приходится преодолевать сопротивление этой самой среды. «Класс-гегемон» навалился на героя и деваться ему некуда. Он конечно по-прежнему гоношится и бодрится, но по сути его медленно, но верно выдавливают на обочину. И из придорожной канавы он наблюдает за автопробегом, не зря был написан этот эпизод. Потому роман грустный и никакие шутки-прибаутки не сделают его таким же безмятежно-веселым, как «Двенадцать стульев». Еще пока можно резвиться, но возможностей все меньше и меньше. Ушли в прошлое или замаскировались Коробейниковы и Чарушниковы, Никеши и Влади осели в «Геркулесе» и уже никого не раскрутить на помощь бедным беспризорным детям. Никуда не делся инженер Брунс, только теперь это летун инженер Талмудовский. Вместо Эллочки Щукиной и Фимы Собак на первый план выходят девушки «с метаниями и исканиями», очаровательные Зоси Синицкие, которых ситечком не обаяешь.

Зато компания у Бендера на этот раз подобралась веселая и разнообразная. И главное, все честные, кроме неисправимого Паниковского. Особенно Шура. Да, мелкий жулик, все так, но он же за справедливость! Это же он предложил честное распределение территории страны на 34 участка для своих молочных братьев! Это ведь он предложил честно поделить десять тысяч, отобранных у Корейко! Он всегда за справедливость, даже в том самом первобытном смысле –почему у вас всего много, а у меня мало – надо поделить по справедливости… На самом деле – исключительный типаж! Именно поэтому так переживаешь за этого бестолкового верзилу, очень близко приблизившегося к своему счастью, но так и не ухватившего его за хвост. Про Адама Казимировича я и не говорю, он честен как новорожденный младенец.

Балаганов подмигнул Паниковскому; Паниковский подмигнул Козлевичу, и, хотя честный Козлевич ровно ничего не понял, но тоже стал мигать обоими глазами.

А Паниковский…. Он чем-то напоминает героя рассказа авторов «Граф Средиземский», вот такой мстительный осколок прошлого. Но и старого скандалиста жалко, даже надгробная эпитафия ему досталась скудная.

А вот те, над кем Бендер нещадно издевается в романе – как правило лишь недостойные совслужащие разного ранга. Ну или люмпенизированная «воронья слободка» Как-то слабовато и однообразно. Возможно для того, чтобы жестче выделить фигуру Александра Ивановича Корейко. «Новый русский», родившийся преждевременно, вот кто он такой. И симпатии в отличие от подельников Бендера не вызывает. Это серьезный противник и сражаться с ним по силам только Бендеру «Теленка», Бендеру «Стульев» он был бы не по зубам. Да он и не смог бы заполнить картонную папку с надписью «Дело» и ботиночными завязками.

Собственно, экранизации говорят о том же. Шпанистый Бендер у Гайдая и потомственный интеллигент у Швейцера, чью интеллигентность никакими бендеровскими ухватками не спрячешь. Это же не просто так, да? Они разные, наши герои и каждый для своего времени.
картинка Penelopa2
картинка Penelopa2
Что я не люблю в этом романе – слишком показательный разгром Бендера. История со студентами в поезде, история с разоблачение псевдожурналиста, судьба Шуры, финал с румынскими пограничниками… Да, время требовало именно таких выводов и жулик не мог остаться безнаказанным, но остаюсь при убеждении, что это разоблачение не было свободным желанием авторов. Отчетливо проглядывает тот самый государственный заказ.

Перечитано по стопиццотому разу в клубе ПЛСЛ

Ветка комментариев


А ведь многие его именно как артиста воспринимают! Юрский говорил, что в нем "величие артиста", а еще: " Я всегда считал, что Бендер — один из самых положительных героев. Это трагедия индивидуализма. В стране, где все должны ходить строем, человек весело шагает своей дорогой!" и ещё интересно:"Если говорить о моей личной трактовке образа, то скажу следующее. В романе Ильфа и Петрова есть глава «Командор танцует танго». На мой взгляд, название этой главы определяет всю роль. Остап Бендер жил и «танцевал танго» со всеми его трагическими па. Он пытался прожить жизнь, как танец, но из этого у него ничего не вышло".

Марк Захаров тоже говорил, что для него в Остапе главное - артистизм...


Ну, у Захарова он точно артист, из мироновского Остапа просто льется восторг "представления" - "Замрите, ангелы, смотрите - я играю!"


Это Киму спасибо за стихи! А вот в Миронове я артиста не вижу. Какой-то одинаковый весь фильм, холодный и жестокий...


Видимо, Юлий Черсанович тоже придерживался той точки зрения, что Остап - артист!

Вот потому я и люблю фильм Гайдая больше, чем Захаровский.

Но артистизма у Миронова все равно больше, просто это такой театральный Остап, а у Гомиашвили очень живой и конкретный тип!


Мне Гомиашвили тоже нравится. Типажно и по возрасту конечно, не совсем подходит, но сыграл убедительно, по-книжному, я бы сказала. Мироновский Остап мне совсем не нравится. Как и фильм в целом. А вот мюзикл Захарова, Кима и Гладкова любопытный. Хотя там отсебятина та ещё. Но я видела отрывки из постановки Новосибирского театра, мне прямо очень нравится! Там идеальный Остап из "Стульев", на мой взгляд)


Он есть в сети?