Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

4 июня 2019 г. 15:51

2K

5

Для меня Остап Бендер из «Двенадцати стульев» и Остап Бендер из «Золотого теленка» - два разных человека в разных обстоятельствах.

Если в первом романе окружающая среда играет на руку Бендеру и он просто купается в возможностях времени, то спустя всего несколько лет ему постоянно приходится преодолевать сопротивление этой самой среды. «Класс-гегемон» навалился на героя и деваться ему некуда. Он конечно по-прежнему гоношится и бодрится, но по сути его медленно, но верно выдавливают на обочину. И из придорожной канавы он наблюдает за автопробегом, не зря был написан этот эпизод. Потому роман грустный и никакие шутки-прибаутки не сделают его таким же безмятежно-веселым, как «Двенадцать стульев». Еще пока можно резвиться, но возможностей все меньше и меньше. Ушли в прошлое или замаскировались Коробейниковы и Чарушниковы, Никеши и Влади осели в «Геркулесе» и уже никого не раскрутить на помощь бедным беспризорным детям. Никуда не делся инженер Брунс, только теперь это летун инженер Талмудовский. Вместо Эллочки Щукиной и Фимы Собак на первый план выходят девушки «с метаниями и исканиями», очаровательные Зоси Синицкие, которых ситечком не обаяешь.

Зато компания у Бендера на этот раз подобралась веселая и разнообразная. И главное, все честные, кроме неисправимого Паниковского. Особенно Шура. Да, мелкий жулик, все так, но он же за справедливость! Это же он предложил честное распределение территории страны на 34 участка для своих молочных братьев! Это ведь он предложил честно поделить десять тысяч, отобранных у Корейко! Он всегда за справедливость, даже в том самом первобытном смысле –почему у вас всего много, а у меня мало – надо поделить по справедливости… На самом деле – исключительный типаж! Именно поэтому так переживаешь за этого бестолкового верзилу, очень близко приблизившегося к своему счастью, но так и не ухватившего его за хвост. Про Адама Казимировича я и не говорю, он честен как новорожденный младенец.

Балаганов подмигнул Паниковскому; Паниковский подмигнул Козлевичу, и, хотя честный Козлевич ровно ничего не понял, но тоже стал мигать обоими глазами.

А Паниковский…. Он чем-то напоминает героя рассказа авторов «Граф Средиземский», вот такой мстительный осколок прошлого. Но и старого скандалиста жалко, даже надгробная эпитафия ему досталась скудная.

А вот те, над кем Бендер нещадно издевается в романе – как правило лишь недостойные совслужащие разного ранга. Ну или люмпенизированная «воронья слободка» Как-то слабовато и однообразно. Возможно для того, чтобы жестче выделить фигуру Александра Ивановича Корейко. «Новый русский», родившийся преждевременно, вот кто он такой. И симпатии в отличие от подельников Бендера не вызывает. Это серьезный противник и сражаться с ним по силам только Бендеру «Теленка», Бендеру «Стульев» он был бы не по зубам. Да он и не смог бы заполнить картонную папку с надписью «Дело» и ботиночными завязками.

Собственно, экранизации говорят о том же. Шпанистый Бендер у Гайдая и потомственный интеллигент у Швейцера, чью интеллигентность никакими бендеровскими ухватками не спрячешь. Это же не просто так, да? Они разные, наши герои и каждый для своего времени.
картинка Penelopa2
картинка Penelopa2
Что я не люблю в этом романе – слишком показательный разгром Бендера. История со студентами в поезде, история с разоблачение псевдожурналиста, судьба Шуры, финал с румынскими пограничниками… Да, время требовало именно таких выводов и жулик не мог остаться безнаказанным, но остаюсь при убеждении, что это разоблачение не было свободным желанием авторов. Отчетливо проглядывает тот самый государственный заказ.

Перечитано по стопиццотому разу в клубе ПЛСЛ

Комментарии


Я так и не нашла в себе душевных сил хотя бы раз прочитать сцену избиения Бендера при переходе границы. Не могу! Это так жестоко и грустно. Мне её сперва рассказала мама и показала, с какого места читать дальше, а потом я научилась читать такие вещи с закрытыми глазами:)


Абсолютно согласна. В предыдущей рецензии на "Стулья" я писала, что при перечитывании заканчиваю читать роман после землетрясения в театре "Колумб"
А "Теленка" вообще до конца дочитала только первый раз, когда не знала финала. А потом бросаю.
А фильм старый помнишь? Когда эта сцена с пограничниками снята так иррационально, они как темные тени, а он один на огромном белом поле.
Наверное, это талантливо, но болезненно


Нет, не смотрела, а жаль. Меня часто наказывали "несмотрением телевизора", поэтому я много чего не смотрела. Но сейчас всё найти можно. Это чей фильм? Идея мощная, про тени)


Это фильм 1968 года, постановка Михаила Швейцера.


Как ты права во всём!
Я ещё финал с Паниковским тяжело воспринимаю, после того, как посмотрела фильм с Гердтом. И конец книги или фильма тоже никогда не дочитываю/досматриваю.


Это гениальная экранизация, и актерский подбор хорош невозможно. А Гердт просто фееричен!

А вот конец Паниковского... Он грустный и даже Остап ничего не смог сказать. Он пытался сострить, но не тот повод.
Характеры глубже гораздо, чем в первом романе. Хотя я их оба знаю чуть не наизусть


Абсолютно согласна по всем пунктам! И в связи с этим ещё хочу заметить, что "Телёнка" у меня получилось оценить чуть позже, как раз потому, что он совсем другой - и времена, и герои, и юмор.
А Гердт чудесный. Мне однажды повезло даже с ним разговаривать :)


Ох ты!
Мне кажется, что он очень приятный в общении человек был...

Разговор был деловой или по душам? ( если это не нахально интересоваться)


Так и есть! Старой закалки, очень вежливый и милый!

Ну какое нахальство, Оль :))) Я тогда была совсем молоденькой, работала ассистентом режиссёра в одном фильме и снимали как раз на даче Гердта. Там мы и пересеклись. Я звонила домой маме с его местного телефона (сотовых, понятно, ещё не было) и говорила, что остаюсь ночевать, потому что не всё сняли и съёмки продлили. Она не верила и требовала подтверждения. Тут Зиновий Ефимович и пришёл мне на помощь :)


А голос у него вся страна знала...
Тебе очень повезло, Юль! Могу представить, как он с твоей мамой разговаривал))


Да, чудесный голос и сколько он всего им озвучил...
Согласна. Считаю одним из самых ярких своих воспоминаний, хотя таких вот коротеньких встреч со знаменитостями было много.


А мне ещё очень нравится стиль общения героев книги. Даже Остап обращался к Шуре на вы. Не то что сегодня :)


Балаганов, вы пижон, и сын пижона, и дети ваши будут пижоны...

За точность не ручаюсь, но как -то так ))))


И это чистая правда. И дети Балаганова будут-таки пижонами :)))
И это совсем не то, что в "Двенадцати стульях":

— Ну, ты, жертва аборта, — высокомерно сказал Остап, — отдай концы, не отчаливай.
...
— Вот тебе милиция! Вот тебе дороговизна стульев для трудящихся всех стран! Вот тебе ночные прогулки по девочкам! Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро!

Это разные Остапы. "Остап-старший" так не сказал бы. Про рукоприкладство я уж совсем молчу :)


Да, есть такое... Бендера конечно можно понять, когда золотой сон уплывает из рук из-за стареющего ловеласа, но когда молодой и здоровый мутузит старика - не комильфо.

А с концессионерами он управлялся иначе


Спасибо за отзыв! Книга на самом деле очень грустная. Особенно начиная со смерти Паниковского становится все печальнее. Шура вообще милашка, вы правы. Остапа невероятно жаль. Конечно, во многом он сам виноват, но он запутался, он одинок и несчастен... Последняя глава, скорее всего, была действительно продиктована инструкциями свыше, вы наверное читали первоначальный вариант финала, хотя мне он тоже не кажется логичным. А вот все остальное - даже очень логично. Мне кажется, авторы показывают, что это общество, в котором нет места индивидуальности. Поэтому Остапа и выдавливают абсолютно отовсюду - он слишком яркая индивидуальность . И в этой стране ему нет места, и в другую не пускают. Это ужасно грустно. Управдомом (или дворником, как в первоначальном варианте) он, конечно же, не станет. Честно, не знаю, что с ним может быть дальше.


Управдом конечно же не для него....

Вот в наши 90-е он бы развернулся, вам не кажется?


Не знаю, как сказал один лектор, Остап в сущности не жулик и не предприниматель, а артист. Мне бы, честно говоря, хотелось, чтобы он подыскал себе нормальное дело, соответствующее своему таланту) Он ведь и сценарий может написать, и дело Корейко расследовать...


И пособие для юбилейных статей может сочинить, и организатор отличный, только художник из него никакой ))))


Шикарная идея. Мне и в голову не приходило. Впрочем, в те времена артисту было бы ещё сложнее, чем жулику.


А ведь многие его именно как артиста воспринимают! Юрский говорил, что в нем "величие артиста", а еще: " Я всегда считал, что Бендер — один из самых положительных героев. Это трагедия индивидуализма. В стране, где все должны ходить строем, человек весело шагает своей дорогой!" и ещё интересно:"Если говорить о моей личной трактовке образа, то скажу следующее. В романе Ильфа и Петрова есть глава «Командор танцует танго». На мой взгляд, название этой главы определяет всю роль. Остап Бендер жил и «танцевал танго» со всеми его трагическими па. Он пытался прожить жизнь, как танец, но из этого у него ничего не вышло".

Марк Захаров тоже говорил, что для него в Остапе главное - артистизм...


Ну, у Захарова он точно артист, из мироновского Остапа просто льется восторг "представления" - "Замрите, ангелы, смотрите - я играю!"


Это Киму спасибо за стихи! А вот в Миронове я артиста не вижу. Какой-то одинаковый весь фильм, холодный и жестокий...


Видимо, Юлий Черсанович тоже придерживался той точки зрения, что Остап - артист!

Вот потому я и люблю фильм Гайдая больше, чем Захаровский.

Но артистизма у Миронова все равно больше, просто это такой театральный Остап, а у Гомиашвили очень живой и конкретный тип!


Мне Гомиашвили тоже нравится. Типажно и по возрасту конечно, не совсем подходит, но сыграл убедительно, по-книжному, я бы сказала. Мироновский Остап мне совсем не нравится. Как и фильм в целом. А вот мюзикл Захарова, Кима и Гладкова любопытный. Хотя там отсебятина та ещё. Но я видела отрывки из постановки Новосибирского театра, мне прямо очень нравится! Там идеальный Остап из "Стульев", на мой взгляд)


Он есть в сети?


А фильм с Юрским шикарный. Для меня Юркий - лучший Остап. Хотя в фильм много интересного не вошло.


"Слободка" не вошла. Хотя снимали, но что-то помешало


Мне, например, жалко, что сцена с индусом не вошла. Такой сильный эпизод!


Хронометраж фильма - вещь жесткая, а в 70-е вообще закон. Кинопрокат не может показывать фильм на 2 часа по цене билетов на 1,5 часа, а увеличивать некуда, и так две серии


Да, понятно, что причина в этом. Для фильма, возможно, и ни к чему дольше.


Да, как только начинается простаивание зритель начинает зевать, а должен весь фильм быть в нетерпении


Ага, вот фильм с Меньшиковым - нуднятина, да и вообще там нечего смотреть.


Ой, не говорите....