Больше рецензий

Penelopa2

Эксперт

Эксперт Лайвлиба? - Ну-ну...

4 июня 2019 г. 15:51

2K

5

Для меня Остап Бендер из «Двенадцати стульев» и Остап Бендер из «Золотого теленка» - два разных человека в разных обстоятельствах.

Если в первом романе окружающая среда играет на руку Бендеру и он просто купается в возможностях времени, то спустя всего несколько лет ему постоянно приходится преодолевать сопротивление этой самой среды. «Класс-гегемон» навалился на героя и деваться ему некуда. Он конечно по-прежнему гоношится и бодрится, но по сути его медленно, но верно выдавливают на обочину. И из придорожной канавы он наблюдает за автопробегом, не зря был написан этот эпизод. Потому роман грустный и никакие шутки-прибаутки не сделают его таким же безмятежно-веселым, как «Двенадцать стульев». Еще пока можно резвиться, но возможностей все меньше и меньше. Ушли в прошлое или замаскировались Коробейниковы и Чарушниковы, Никеши и Влади осели в «Геркулесе» и уже никого не раскрутить на помощь бедным беспризорным детям. Никуда не делся инженер Брунс, только теперь это летун инженер Талмудовский. Вместо Эллочки Щукиной и Фимы Собак на первый план выходят девушки «с метаниями и исканиями», очаровательные Зоси Синицкие, которых ситечком не обаяешь.

Зато компания у Бендера на этот раз подобралась веселая и разнообразная. И главное, все честные, кроме неисправимого Паниковского. Особенно Шура. Да, мелкий жулик, все так, но он же за справедливость! Это же он предложил честное распределение территории страны на 34 участка для своих молочных братьев! Это ведь он предложил честно поделить десять тысяч, отобранных у Корейко! Он всегда за справедливость, даже в том самом первобытном смысле –почему у вас всего много, а у меня мало – надо поделить по справедливости… На самом деле – исключительный типаж! Именно поэтому так переживаешь за этого бестолкового верзилу, очень близко приблизившегося к своему счастью, но так и не ухватившего его за хвост. Про Адама Казимировича я и не говорю, он честен как новорожденный младенец.

Балаганов подмигнул Паниковскому; Паниковский подмигнул Козлевичу, и, хотя честный Козлевич ровно ничего не понял, но тоже стал мигать обоими глазами.

А Паниковский…. Он чем-то напоминает героя рассказа авторов «Граф Средиземский», вот такой мстительный осколок прошлого. Но и старого скандалиста жалко, даже надгробная эпитафия ему досталась скудная.

А вот те, над кем Бендер нещадно издевается в романе – как правило лишь недостойные совслужащие разного ранга. Ну или люмпенизированная «воронья слободка» Как-то слабовато и однообразно. Возможно для того, чтобы жестче выделить фигуру Александра Ивановича Корейко. «Новый русский», родившийся преждевременно, вот кто он такой. И симпатии в отличие от подельников Бендера не вызывает. Это серьезный противник и сражаться с ним по силам только Бендеру «Теленка», Бендеру «Стульев» он был бы не по зубам. Да он и не смог бы заполнить картонную папку с надписью «Дело» и ботиночными завязками.

Собственно, экранизации говорят о том же. Шпанистый Бендер у Гайдая и потомственный интеллигент у Швейцера, чью интеллигентность никакими бендеровскими ухватками не спрячешь. Это же не просто так, да? Они разные, наши герои и каждый для своего времени.
картинка Penelopa2
картинка Penelopa2
Что я не люблю в этом романе – слишком показательный разгром Бендера. История со студентами в поезде, история с разоблачение псевдожурналиста, судьба Шуры, финал с румынскими пограничниками… Да, время требовало именно таких выводов и жулик не мог остаться безнаказанным, но остаюсь при убеждении, что это разоблачение не было свободным желанием авторов. Отчетливо проглядывает тот самый государственный заказ.

Перечитано по стопиццотому разу в клубе ПЛСЛ

Ветка комментариев


Это гениальная экранизация, и актерский подбор хорош невозможно. А Гердт просто фееричен!

А вот конец Паниковского... Он грустный и даже Остап ничего не смог сказать. Он пытался сострить, но не тот повод.
Характеры глубже гораздо, чем в первом романе. Хотя я их оба знаю чуть не наизусть


Абсолютно согласна по всем пунктам! И в связи с этим ещё хочу заметить, что "Телёнка" у меня получилось оценить чуть позже, как раз потому, что он совсем другой - и времена, и герои, и юмор.
А Гердт чудесный. Мне однажды повезло даже с ним разговаривать :)


Ох ты!
Мне кажется, что он очень приятный в общении человек был...

Разговор был деловой или по душам? ( если это не нахально интересоваться)


Так и есть! Старой закалки, очень вежливый и милый!

Ну какое нахальство, Оль :))) Я тогда была совсем молоденькой, работала ассистентом режиссёра в одном фильме и снимали как раз на даче Гердта. Там мы и пересеклись. Я звонила домой маме с его местного телефона (сотовых, понятно, ещё не было) и говорила, что остаюсь ночевать, потому что не всё сняли и съёмки продлили. Она не верила и требовала подтверждения. Тут Зиновий Ефимович и пришёл мне на помощь :)


А голос у него вся страна знала...
Тебе очень повезло, Юль! Могу представить, как он с твоей мамой разговаривал))


Да, чудесный голос и сколько он всего им озвучил...
Согласна. Считаю одним из самых ярких своих воспоминаний, хотя таких вот коротеньких встреч со знаменитостями было много.