Больше рецензий

31 мая 2019 г. 16:48

2K

5 Активное чтение книг - Зачем? Как? Что?

Эту книгу я впервые прочитала в 2017 году и она стала одной из лучших книг года.
На тот момент я уже осознала, как быстро утрачивается информация и впечатления от прочитанной книги, начала искать какие-то приемы чтения и проработки книг, которые помогли бы мне и более глубоко погружаться в книгу, и размышлять на темы, поднимаемые в книге, и запоминать какие-то важные моменты, которые для меня открыла книга.

Эта книга является руководством по активному чтению и по выбору достойных книг для чтения.
Для тех, кто недоволен своим процессом чтения/нечтения/понимания/анализа/запоминания книги.
Не зря уже в самом названии автор говорит о великих произведениях, он считает, что активное чтение нужно именно для чтения великих книг - книги, которые несут нам мудрость сквозь века, книги, которые прошли проверку временем.

Умение читать очень похоже на любое другое искусство или мастерство. Необходимо выучить и применять определенные правила. Нужные привычки приобретаются исключительно на практике. Непреодолимых сложностей нет, требуется лишь желание учиться и должное терпение...

Чтение - процесс, при котором разум человека без посторонней помощи, опираясь только на читаемые символы, преодолевает новые высоты исключительно в результате собственных усилий. Разум проходит путь от меньшего понимания к большему. Прилагаемые для этого усилия - суть различные действия, из которых складывается искусство чтения...

Почти все великие книги из любой области человеческой мысли доступны для понимания каждому, кто наделен обычными умственными способностями. Конечно, при условии, что они овладели мастерством, необходимым для их прочтения, и прилагают соответствующие усилия...

...Изначальное неравенство в глубине понимания текста. Автор превосходит читателя, и его книга должна в доступном для чтения виде передавать то понимание, которого он уже достиг, а его потенциальные читатели - еще нет. Читатель должен уметь преодолевать это неравенство, частично или даже полностью приближаясь к уровню автора. При достижении этого уровня сообщение понимается идеально. Учиться можно только у тех, кто нас превосходит. Главное - знать, кто твои учителя и как у них учиться...

В процессе чтения мы стремимся приобрести знания и достичь понимания...

"Эта книга написана для того, чтобы помочь вам развивать мастерство чтения ради понимания, а не ради информации; таким образом, ее цель - поощрять вас в чтении великих книг"...

На стадии обучения чтению вам придется читать книгу несколько раз. Минимум трижды, если книга заслуживает внимания... Хороший читатель может одновременно прочесть книгу три раза. Я имел в виду три способа чтения книги, которые следует применять каждый раз при желании прочесть книгу по-настоящему...

Три способа чтения:
1. Структурный или аналитический. Читатель движется от целого к частному.
2. Интерпретационный или синтетический. Читатель движется от частного к целому.
3. Критический или оценочный. Читатель оценивает автора и решает, согласен ли с его точкой зрения...

картинка OxStar

Уметь читать книгу тремя способами недостаточно - важно научиться читать несколько связанных между собой книг, чтобы качественно освоить любую из них...

Ограниченным я называю чтение самой книги, без какой-либо связи с другими источниками. Расширенное чтение - это изучение книги в контексте других книг, связанных с ней общим смыслом. Иногда это всего лишь справочная литература, например, словари, энциклопедии, альманахи. Иногда - второстепенные книги, то есть полезные комментарии и дайджесты. Порой контекстными становятся великие книги. Кроме того, такому чтению часть помогает соответствующий опыт, к которому мы обращаемся с целью понимания книги. Он может быть как лабораторным, так и жизненным, приобретаемым ежедневно...

В книге очень подробно разбираются все общие правила чтения нехудожественных книг.
Затем автор рассматривает категории и подкатегории нехудожественных книг, говорит о нюансах их чтения.
В книге приводится список великих книг по мнению автора, список великих идей человечества.
И в завершении автор делится с нами своими мыслями о том, зачем нужно уметь так читать книги, что дает это умение человеку, каким он становится в процессе освоения этих правил.

В общем, мне было интересно читать. Какие-то идеи из этой книги я почти сразу взяла в мою практику чтения. Пока по полной схеме я не прочитала ни одну книгу. Все таки это достаточно трудозатратный процесс. Но я думаю, что у меня еще все впереди - и великие книги, и три способа чтения. :-)