Больше рецензий

27 мая 2019 г. 12:51

119

3 Два одиночества

Будучи выкинутой из коллектива спустя 20 лет работы в компании, оказавшись за гранью (out) социума, в котором ей не оказалось места, правила которого диктуются жёстко и строго, где при наличии собственного мнения, справедливых желаний и требований к себе, проявлении индивидуальности, в то время, как ты 1) женщина 2) японка, ты будешь подвержена остракизму, осмеянию, недовольству и тотальному игнорированию не только со стороны начальства, но и всего коллектива, Масако Катори при всём при этом удавалось сохранить себя, свою целостность, пока последней каплей не стало её увольнение при удобном случае, встреченное аплодисментами коллег. И даже после этого она пыталась сохранить свой мир, тем не менее не желая и боясь возвращаться в этот социум, потому что опять будет больно, потому что это вновь испытывать унижение и несправедливость. Естественно, что закрывшись от всех и вся, сменив график работы на ночные смены, где кроме линии конвейера и редких переговоров с коллегами, ничего нет, практически не видя ни мужа, ни сына, только готовя им обед и выполняя остальные «семейные» функции, Масако понимает, что от семьи в обычном понимании ничего и не осталось.
И, находясь в этом подвешенном состоянии, когда ты не можешь идти ни вперёд ни назад, когда этот «нормальный» мир вокруг тебя уже давно тебе опостылел, когда вернуть так, как раньше, уже невозможно, а оставаться в таком положении невыносимо, остаётся только двигаться дальше, дальше за грань, за черту нормального, законного, добропорядочного, отрезая себя от социума уже сознательно, по своей воле, обрывая все связи, пусть и навстречу ещё большему одиночеству и пустоте. Поэтому, когда подворачивается судьбоносный случай, она соглашается моментально, даже сама поначалу не осознавая почему, соглашается добровольно, не требуя оплаты за работу, она действует и действует расчётливо, рационально и быстро, будто была готова к этому уже долгое время.

И в этом их главное различие с Сатакэ. Потому что, как сказано в эпиграфе, «путь к отчаянию лежит через отказ от какого-либо опыта». Масако не боится идти навстречу этому опыту, хотя и понимает, какие последствия он может нести. Сатакэ же отказывается от какого-либо опыта вообще, он смотрит только в прошлое.

Будучи выкинутым из коллектива (пусть и преступного), оказавшись за гранью (out) социума, где все, даже якудза, на тебя поглядывают косо и с неприязнью, а некоторые с очевидным отвращением, где, убив человека с особой жестокостью, ты теряешь уважение даже среди отъявленных преступников, Сатакэ замыкается в себе. Он заталкивает поглубже все свои чувства и желания и, выйдя из тюрьмы, выстраивает вокруг себя новый и искусственный мир. Он выстраивает его долгих десять лет, при этом, оказываясь в стороне от всего, что могло бы его потревожить, задеть, он избегает близких связей с людьми, огораживает свой мирок и тщательно оберегает его. И его полностью устраивает такая жизнь, пока не появляется она. И сносит к чертям весь его выстроенный годами мирок. Долгое время отказываясь от «какого-либо опыта», долгое время пребывая в одиноком отчаянии, которое и толкает его на все последующие поступки, Сатакэ находит надежду на то, чтобы вернуться назад, в прошлое. Пережить еще раз пережитое. Закрыть гештальт. :)

И вот, когда в этом холодном страшном одиноком мире «за гранью» ты встречаешь такого же, выкинутого за береговую линию, такого же отверженного обществом, такого же, как ты, и понимаешь, что на этом безымянном острове ты не один, есть такие же, а значит и здесь можно жить, и даже попытаться жить счастливо, вот тогда надежда просыпается и в Масако, но понимает она это уже слишком поздно.

п.с. Много расчленёнки, много крови, неприятных сцен, повествование сухое и лаконичное, есть оставшиеся висеть в пустоте сюжетные ходы, второстепенные персонажи служат лишь для того, чтобы оттенить главных. И хотя идея и сюжет неплохие, советовать читать не стала бы.