Больше рецензий
18 мая 2019 г. 15:14
8K
5 Торжество незначительности
РецензияТакие книги как эта - самая веская причина, почему я стараюсь дочитывать книги до конца. Потому что это та самая книга, в конце которой говоришь: вау!
Её не всегда было интересно читать. Не отвратительно, чтобы плеваться и бросить, но достаточно скучно, чтобы отложить книгу и позалипать в farm heroes saga, пока не сядет батарея на смартфоне.
Наш рассказчик Данстан Рамзи - не бог весть какой герой. Он - пятый персонаж. Согласно заведенному порядку в оперной постановке есть несколько основных типов персонажей: главная героиня - примадонна, главный герой - ее возлюбленный, отрицательный женский персонаж, отрицательный мужской и так называемый пятый персонаж:
Без Пятого персонажа не обойтись, это он расскажет герою тайну его рождения, это он поможет впавшей в отчаяние героине или спасет от голода отшельницу, а может даже стать причиной чьей-либо смерти, если так требуется по сюжету. Примадонна и тенор, контральто и бас получают на свою долю лучшие арии и блистательные деяния, но без Пятого персонажа сюжет не построишь! Это хорошая роль, пусть и не слишком эффектная, и карьера тех, кто ее играет, бывает долговечнее самых золотых голосов.
Подобное разделение существовало и в средневековом театре и описывается, например, в «Капитан Фракасс» Теофиль Готье , где главный герой (во всех отношениях хороший парень) берет на себя роль главного антагониста в театральных постановках, причем во всех. И его возлюбленная, конечно, играла только принцесс, и сыграть условную леди Макбет ей уже не светило. Нечто подобное происходит и сегодня: есть голливудские звезды и есть миллионы остальных, играющих мертвых проституток в CSI или гоблинов в "Двух крепостях". И даже знаменитые актеры порой становятся заложниками одной роли, им приходится выбирать между безработицей и однотипными персонажами.
Но наш дорогой Данстан Рамзи именно такой пятый персонаж. Он везде на вторых ролях, не герой, не злодей, суховатый и занудный профессор, специалист в очень узком и не очень популярном направлении истории. Он выглядит комичным, пока в своем письме претенциозным слогом пишет своему начальнику, что не такой уж он скучный и жалкий, каким его видят вокруг. Мы ему сочувствуем, но лишь по мере возможности. В основном, мы спрашиваем себя: зачем? зачем оно ему сдалось?
И здесь я перейду к достоинствам книги. Она невероятно талантливо выстроена. Но я оценила это только в самой последней главе. Кроме того, есть тут замечательная линия со святостью, которая начинается с (псевдо?)воскрешения Вилли, проходит через всю научную карьеру Рамзи и заканчивается разговором с Бластоном о малоумных святых. Мне нравится, когда концепция Бога рассматривается подобным еретическим образом. Другой хороший пример того, о чем я говорю, «Молитва об Оуэне Мини» Джон Ирвинг . У Джона Ирвинга вообще много творческого общего с Робертсоном Дэвисом. Можете смело читать все у одного, если любите второго.
У книги замечательный конец, один из тех, что переворачивают всю историю вверх дном, а еще кажется совершенно удивительным, что "Пятый персонаж" - лишь часть трилогии, настолько эта работа производит впечатление законченной и полноценной.
Я планировала поставить книге твердую тройку ( P.S. а я не ставлю плохой книге тройку), но последние слова героя показались мне настолько забавными и в тему:
А больше, директор, мне нечего Вам рассказать.
и я решила, что она заслуживает высшей оценки, рецензии и вашего внимания.
Комментарии
Заинтриговали!!!
я старалась)
Ваш заголовок просто не в бровь, а в глаз :)
А заодно отсылка к другой моей любимой книге с этим названием)