Больше рецензий

14 мая 2019 г. 18:21

3K

4 Генри Миллер, «Черная весна»

Певец всеобщего технологического апокалипсиса, воитель небесных сил посреди небоскрёбов, забегаловок, кишащих улиц, грохочущих криками и песнями миллиардов людских голов...
Прожив почти век, этот автор сумел ухватить поэзию безумия и распада на заре ХХ века, красоту тления и надежды нового начала. Сумел перевести в слова то, что пульсом бьётся в напряжённых венах сумасшедшего, в параличе оргазма, в издыхании человеческой плоти — посреди всеобщего карнавала витрин, похоти потных тел и иллюзии навязчивых идей.

Генри Миллер, «Черная весна» (1935)
Издательство "Азбука-Аттикус", 2001. — 288 с.
4/5

Знакомство с этим необычным автором стало для меня сродни подглядыванию в замочную скважину кабинета психотерапевта, где мужчина неопределённого возраста и глубокого интеллекта изливает свои на грани паранойи истории.
Это потоки сознания творческой натуры, рвущейся в неведомые надмирные дали.

«Я думал, что прекрасная книга — это плод того, что есть больного в сознании. Я совершенно не представлял, что больным может быть весь мир!»

Написанные в Париже, эти заметки Миллера — словно поиски самого себя, проговаривание ярких воспоминаний прошлого, откровений проведённого в Нью-Йорке детства/юности, и анализа настоящего, зрелого и неизбывного — на стыке исторических эпох, на гранях личного и всеобщего. Enfant terrible западной культуры, Миллер стал своеобразным зеркалом эстетического слома, произошедшего в 30-е годы прошлого века. При этом американскую культуру автор явно противопоставил европейской.

«Я предощущаю в Америке источник смертоносного недуга. Я предощущаю в ней чёрное проклятие, довлеющее над миром»

С автором ты погружаешься в водоворот хитросплетений идей и умозаключений, в пучину сравнений и метафор, которые тебя уже никогда не отпустят. Ты предаёшься тем эмоциям, которые выплёскиваются через край, ты злорадствуешь и беснуешься, откровенничаешь и философствуешь, хихикаешь и вожделеешь, ты живёшь вместе с этим текстом.

В этом почти бредовом полуобморочном экзистенциальном тексте, по-моему, гений Миллера — писателя, задавшего тон и стиль целой плеяде прославленных авторов ХХ века. Знакомство с современной литературой без Герни Миллер невозможно представить!

картинка AntonKopach-Bystryanskiy