Больше рецензий

12 мая 2019 г. 14:36

668

4 Монументальная, затянутая трагедия в стиле Гёте

Читая классиков, становится особенно заметно, как сильно изменились литературные формы произведений за последние десятилетия. То ли из-за дефицита писателей в прошлом, то ли из-за нелюбви к чтению нашего поколения в настоящем. Вот читаешь современные книги, и аж чувствуется, как сильно писатель борется за мое внимание к его творению. Прямо-таки с первых строк текст многообещающе взывает ко мне: "Не уходи, у меня впереди еще такое будет"! И так приятно становится на душе от ощущения собственной важности и ценности.

Чего не скажешь о том же "Докторе Фаустусе". Не, я не спорю, произведение, конечно, монументальное, важное и на века. Но более-менее внятное действие начинается в нем примерно со второй трети книги. До этого первые 200 страниц текста как будто проверяли меня на прочность. Только лишь моя нелюбовь к недочитанным книгам и осознание того, что я держу в руках признанный шедевр, не позволили мне бросить чтение.

Больше того, текст настолько изобилует музыкальными терминами, и автор использует так непринужденно, будто каждому первому они должны быть понятны что начинаешь комплексовать из-за того, что не музыкант.

Если же опустить все эти особенности романа и сконцентрироваться на главном, то произведение это, безусловно очень важно для мировой литературы. Томас Манн проводит параллель между жизнеописанием вымышленного музыкального гения, продавшего свою душу дьяволу в обмен на творческий успех, и событиями в Германии, отдавшуюся во власть нацизма. Текст, описывающий действие, часто и помногу чередуется с пространными философскими размышлениями автора на политические, религиозные, социальные и другие темы.

Интересно было увидеть взгляд самих немцев к тому, что происходило у них в стране: как было воспринято большинством разворачивающиеся перспективы первой мировой войны, как они встретили поражение в ней и как встретили события второй мировой. Ведь многие из них понимали, что заклейменные позором нацистского режима, вряд ли когда смогут от него отмыться в глазах всего мира, и эту печать придется нести на себе каждому немцу.

Вместе с тем, несмотря на довольно типичную фабулу произведения о продаже души дьяволу, действие романа в целом типичным и предсказуемым не назовешь. Даже конец главного героя не совсем очевиден. Это можно считать вознаграждением читателю за терпение в освоении "Доктора Фаустуса".