Больше рецензий

melancholia

Эксперт

Искатель книжных миров

5 мая 2019 г. 17:30

1K

5 Не плакал на похоронах, чудовище?

Оригинальную повесть Альбера Камю "Посторонний", по которому был создан этот графический роман, я прочитала в 2011 году. Я помню лишь свое положительное отношение к этой книге и вижу оценку на Лайвлибе 5 баллов, которую я поставила через полгода после прочтения. В памяти осталось лишь только ощущение какой-то трагедии и в противовес ему спокойные умиротворяющие морские пейзажи и домик на берегу. Одним словом, о книге я не помнила практически ничего - ни сюжета ни смысла. Поэтому сравнивать не могу, могу лишь сказать что графический роман написан очень конкретно, без метафорических изображений и скрытых смыслов, я думаю, он довольно четко отражает сюжетную часть произведения Камю, но трудно сказать справился ли он с его философией и преследовал ли в принципе такую цель. Помню, что при чтении повести эмоций было больше, но и в графическом романе финальные сцены вышли очень сильными, даже при том, что я во многом не согласна с мыслями главного героя. Мог сказаться и читательский опыт. Иногда чем меньше избалован книгами, тем интереснее или "умнее" они кажутся.

Первым делом, на что обращаешь внимание, беря книгу, это красивейшие акварельные ретро-фоны, которые присутствуют на многих страницах, при этом сам рисунок романа довольно прост, но приятен мне по цветовой гамме, на фоновых же иллюстрациях взгляд останавливался надолго. Сам сюжет был бы гораздо более волнителен при другом главном герое. Так я думала сначала, потому что не помнила финала и смысла этой истории. При другом главном герое весь сюжет просто не имел бы смысла. Я не буду рассказывать никаких финальных подробностей, хотя всё это полностью рассказано даже в аннотации, да и по ходу сюжета мы уже видим намек на страшный исход. Надо сказать, это далеко не та книга, которая читается ради финала.

Итак, о чем это я? Главный герой Мерсо не создает впечатления приятного человека, он кажется очень пустым и просто никаким, а временами и весьма неприятным. А уж во второй части романа и вовсе отвратительным. Да, Мерсо, не проявляя никаких признаков раскаяния почти окончательно отвратил меня от себя, но ненадолго. Он виноват, но какого наказания заслуживает и что если бы на его месте был невиновный человек? Допустимо ли пристрастное отношение? Почему суд превратился в какой-то фарс и в театр одного прокурора, где факты? Общество здесь такое же пустое, не многим лучше Мерсо, оно всюду лезет со своим якобы непогрешимым мнением. Да, наворотил парень дел и ответит за них. Он равнодушен, ограничен и скучен? Печально, но не смертельно. Мерсо без посторонних подсказок может решить как он будет жить, во что ему верить и плакать ли ему на похоронах своей матери.

Перед лицом смерти мама, наверное, чувствовала себя свободной и готовой пережить все заново. Никто, никто не имеет права оплакивать ее.