Больше рецензий

3 мая 2019 г. 17:33

1K

5

Прочитала новый роман французского писателя Пьера Леметра "До свидания там, наверху". В 2013 году он получил Гонкуровскую премию очень своевременно, как раз в канун столетней годовщины начала Первой мировой войны. По духу, мне кажется, он близок фильму "Английский пациент": тонкий психологизм романа с преобладанием какого-то повседневного, будничного реализма продолжает французскую классическую традицию (Бальзак, Мопассан, Флобер). Вспоминается отчасти смердяковский тип героя из "Аббатства Даунтон": Томас вполне бы вписался в сюжетный план Леметра.

В центре внимания автора несколько связанных друг с другом историй: бывший офицер, а теперь бизнесмен, сколачивающий своё состояние на изготовлении гробов для погибших французских солдат, двое вынужденных друзей, один из которых инвалид и опиумный наркоман, пытаются заработать денег на афере с несуществующими памятниками для всё тех же павших французских героев, большой дом старого аристократа, в котором попущенные служанки строят свой "новый мир". Современность здесь выражена, пожалуй, в одном: в отсутствии внимания, а то и в отрицании культа героической победы (всё это, естественно, берётся в уничтожающие кавычки).

Смешно умирать в бессмысленной войне, говорит Леметр. И он прав: на мёртвых героях Франции спешат заработать почти все: чиновники, крупные богачи, офицеры, демобилизованные солдаты. Правда, есть одно исключение, - мелкий неряшливый обитатель департамента N предпенсионного возраста, этакий взбунтовавшийся Башмачкин: на место общих захоронений трупов погибших солдат приезжает с инспекцией министерский чиновник. Он стар, непривлекателен, одинок. Огромные грязные боты, сальная жилетка, дурной запах неопределенного органического свойства. Его задача - проверить, как с точки зрения министерских нормативов проходит процесс перезахоронения героев Великой Франции. Он видит, что предприятие нечистое: гробы из плохой древесины, но и тех мало, чтобы упаковать всех. Антисанитария, рабский труд сенегальцев, заискивающий тон местных чинуш, он знает, что они в доле. Инспектор брезгливо игнорирует все нарушения, спешит уже на свой парижский поезд, как вдруг видит пса: тот радостно скачет по земляной трупной каше, держа в пасти человеческую плечевую кость, кость мертвого Победителя. У инспектора сдают нервы, он убивает собаку и заново начинает проверку.

ЖЖ