Больше рецензий

lapl4rt

Эксперт

Эксперт по жизни

20 апреля 2019 г. 21:04

1K

4 Бог пришел, а его не заметили

Ю.Вяземский, главный умник страны, имеет план создать настоящий русский апокрифический цикл романов, каждый из которых имеет строгие хронологические рамки: один день Страстной недели. Охвачены уже понедельник и вторник, среда не за Иерусалимскими холмами.

Главные события Великого понедельника: Иисус прогнал торговцев из Храма, рассказал народу притчу о виноградарях и о сыновьях, а также проклял смоковницу.

Казалось бы, главным героем должен был бы стать Иисус Христос: мы-то уже знаем, что это его последний понедельник среди людей, и знаем, что он это знает. Но как раз его образ размыт и составлен только из пересказа апостолами его слов и действий: ни внешности, ни собственного текста кроме нескольких дословных цитат из Евангелия. Такова концепция автора, человека глубоко верующего: никаким образом не пытаться интерпретировать или изменять сакральный для него текст Евангелия, а сместить акцент на тех людей, которые остались "за кадром" этого текста.

Роман разбивается на три неравные по структуре, жанру и восприятию линии повествования.
Первая, апостольская, выстроенная на диалогах, снах и пересказах, является теоретической основой произведения. Автор назначает малоизвестных апостолов носителями философских идей, "конкурирующих" с христианством: Филипп проходит как гностик, Фаддей становится зороастрийцем, Толмид - ярко выраженный буддист. Нет никакого противоречия с тем, что они со своими "левыми" взглядами идут за Христом: они уверены, что еще только ищут свое, жаль, что понять, кого они уже нашли, им суждено будет слишком поздно.
Всех их Вяземский в итоге "привел" к вере через переосмысление своих взглядов, причем никто так и не отказывается от своего мировоззрения, а привносит этот опыт в христианство. Из этих идей и собирается обобщенный образ Христа, описанный позже в текстах Евангелия.
Ученики говорят между собой, спорят, сомневаются, пересказывают друг другу свое видение поступков Христа - каждый видит то, чем смотрит.

"Три года за ним ходим, но каждый идет в свою сторону."

"Слушаем и не слышим. И чем больше Он нам рассказывает, тем меньше мы понимаем. И говорим, говорим, объясняя друг другу то, что не поняли, чтобы еще сильнее друг друга запутать. И каждый уверен в своей правоте."

Автору очень здорово удалось показать апостолов живыми людьми, при этом не отступив от канонического евангельского текста. Образ Иисуса Христа раскрывается через учеников и их отношение к нему: он действует через их видение, на основании их опыта, не как самостоятельный персонаж художественной книги - он фигура, закрепленная историей, и действует согласно условиям, написанным после его смерти и воскрешения.

Вторая сюжетная линия - политическая с сильным историческим уклоном: тот самый Понтий Пилат разговаривает с начальником безопасности Корнелием Максимом. Эта часть с одной стороны самая динамичная, событийная, с другой - самая сложная, поскольку автор делает не очень большую скидку на уровень информированности читателя о политической ситуации в Риме в 1 в. н.э.: много имен, связей между ними, убийств, измен. Вяземский с размаху бросает в нас клубок интриг и предлагает разгадать самостоятельно сон слепого сказочника, рассказанный Пилату в путешествии. В итоге все сводится к тому, что Пилату нужно понять, с кем он: с императором Тиберием или с Сеяном - и именно это для него важно, а не пойманный проповедник, называющий себя божьим сыном. Что интересно, Пилата живо интересует Иисус, но не Христос, а Иисус Варавва.

Ну и третья линия - фарисейская, пародийная - как тут не вспомнить Лео Таксиля. Фарисеи из противоборствующих идейно школ собрались вместе и бюрократическим языком советских партработников серьезно обсуждают "повестку дня" - несоблюдение Субботы "товарищем" Иисусом Христом по пунктам: просто какое-то коммунистическое подполье в Иудее, разве что "Интернационал" шепотом не пели.
Вся жизнь и учение фарисеев построены на ожидании прихода Мессии, но лишь один из них, Аэль, понимает, что Мессия уже здесь, он пришел, остальные разочарованы в Христе и признавать его отказываются.

"... не тот, кого мы ждали. Пришел не во спасение нам, как было обещано, а в наказание за грехи наши, за мерзость и неверие иудейские. Судить пришел, а не миловать. ... он - Пастырь язычников, мытарей и грешников. Для них он - добрый, для нас - скорпион и пожиратель праведных фарисеев.


Все части очень разные и оттого возникает ощущение чтения трех произведений одновременно. Даже необычный прием связывания сюжетных линий посредством филина, перелетающего от Пилата к апостолам, а от них - к фарисейскому партсобранию, а также постоянным повторением действий и слов из конца одной главы в начале другой, привлекают внимание, но не собирают текст в единое целое.
В романе очень мало действия и очень много разговоров - ярких, необычных, это сильно нагружает его, делая сложным для восприятия. Это не недостаток книги, а ее особенность.

Подкупает, что Ю.Вяземский не пытается проповедовать, учить - наоборот, читатель привлекается к обсуждению вопроса о том, прошел ли автор испытание, смог ли "вписать" свой роман, как заявил в названии, в созданный им же жанр романа-искушения. Это первый, вводный роман из цикла, каждый последующий, надеюсь, будет давать все более полную картину мировоззрения всех заявленных героев - потому что пока ясного понимания глобальной задачи помимо повествовательной, поставленной Вяземским, я не вижу.